Теодор Курентзис с оркестром MusicAeterna на фестивале «Территория».

У дирижера Теодора Курентзиса сейчас не лучший период. Конечно, можно сказать, что в культуре сейчас у всех не лучший период, но ведомому им Пермскому театру оперы и балета радикально урезали финансирование. Что ставит под сомнение не только ремонт театра (он давно назрел), не только премьеры (жители столиц и другие непермские поклонники уже верстали планы), а сам смысл проекта «Курентзис в Перми».
На этом пасмурном фоне дирижер вместе с оркестром MusicAeterna охотно откликается на призывы столиц. Сейчас они участвуют в фестивале «Территория», тем более что Курентзис с первого года существования «Территории» состоит в его дирекции.
Исполнять будут «Зимний путь», но не совсем — современную версию классического произведения Франца Шуберта. Он и в первоисточнике довольно мрачный, эдакий романтизм без проблеска света. Кто не помнит, связующего сюжета в нем нет — только бесконечные скитания героя, который пытается убежать от себя.
В 1993 году немецкий композитор и дирижер Ганс Цендер написал вариацию на тему шубертовского цикла, ее и представит сейчас Курентзис. Музыку исполняет камерный состав оркестра MusicAeterna, а солирует австралийский тенор Стив Дэвислим. Некоторые фрагменты усилены исполнением в рупор и от того звучат не как грустная песнь романтика, а как манифест отчаяния.
Вообще-то к премьере «Зимнего пути» в Перми кинорежиссер Алексей Романов снял картину, основанную на своих вызванных музыкой ассоциациях, и ее показывали одновременно с исполнением вокального цикла. Но что возможно в Перми, невозможно в Москве — до сих пор техническая дирекция фестиваля «Территория» не нашла понимания у Московской консерватории, и концерт в Большом зале будет идти без видеоряда.
Ну, знаете ли, лишь бы вообще не отменили.