В ближайший месяц Москву ожидают массовые гастроли трибьют-групп. Есть шанс услышать The Beatles, Челентано, Electric Light Orchestra — почти настоящих.

Нашествие клонов

В начале 70-х, когда «Битлз» распались, а Моррисон и Хендрикс отправились в турне по небесам, отдельные музыканты решили, что время великих прошло безвозвратно. И чем рожать новые бесполезные коллективы, уж лучше играть бессмертные творения прошлого, в меру таланта приближаясь к оригиналу. А чтобы у слушателей возникал максимальный эффект присутствия, стараться при этом походить на своих кумиров и внешне (в идеале как братья-близнецы). Это явление получило название трибьют-рок, а его адепты зовутся трибьют-бэндами.
Чем круче предмет обожания, тем, естественно, больше желающих взять его «в обработку». И тем меньше тех, у кого это получается. Автор этих строк помнит полученный еще в советское время шок от первого знакомства с Bootleg Beatles, лучшей трибьют-формацией Вселенной. Правильный грим, черные костюмчики а-ля Пикадилли 60-х, хитроумное освещение — и полнейшая иллюзия Джорджа, Пола, Ринго и Джона воочию. К тому же играли (и по сей день играют) Bootleg Beatles как боги (настоящая ливерпульская четверка, между нами говоря, на концертах выглядела бледновато). Помню, я орал от счастья, а сидевшие вокруг космонавты и комсомольцы взирали на меня с ужасом.

Родом из Страны кенгуру

В то же время на других концах земного шара вовсю собирали стадионы Crocodile Country Rock delivers (последователи Creedence Clearwater Revival), Walk This Way (Aerosmith), The Iron Maidens (в группе только девушки!) и Almost Kiss. А самой первой жертвой трибьютщиков стал Элвис: живые копии короля рок-н-ролла по сию пору собираются на свои традиционные сборы, чтобы, нарядившись в костюмы с кружевами, петь, вихляя бедрами — а заодно прыгать с парашютом и даже заниматься рестлингом…
Кому адресовано это творчество? Если не считать меня и космонавтов, на трибьют-концерты ходят самые обычные меломаны, не имеющие возможности увидеть «подлинник» и готовые поверить в сказку. Кумиры уходят в мир иной, в лучшем случае стареют — а трибьютщики остаются вечно молодыми: потерявшего форму музыканта всегда можно заменить более юным.
Сами герои рока к своим копиям относятся, как правило, благосклонно. Например, Джон Бон Джови то ли в шутку, то ли всерьез любимой группой называет Blonde Jovi (команду из пяти очаровательных блондинок). А Ларс Ульрих однажды вступился на суде за квартет Beatallica, исполняющий битловский репертуар в стиле его группы Metallica. Случалось даже, что участники трибьют-формаций становились членами «настоящих» команд. Когда вокалист Роб Холфорд в 1992-м покинул Judas Priest, его заменил Тим Оуэнс из British Steel. А Томми Тейр из Almost Kiss не просто занял место Эйса Фрели — «оригинал» и «копия» даже подружились! Бывшие трибьютщики играют в The Jam,Yes, Journey, Grateful Dead…
Трибьют-музыка сегодня — отдельное и вполне успешное направление. Главной кузницей кадров выступает Страна кенгуру: отсюда родом The Cureheads, AC/DShe (в группе только девушки!), Nearvana и подражатели ABBA — харизматичные подростки A*Teens, у которых точно такой же самолет, какой был у шведов. Как в любом жанре, тут случаются свои курьезы, к примеру группа брутальных мачо Mandonna, исполняющая хиты поп-дивы. И свои крайности: скажем, любители играть «Дом восходящего солнца», пользуясь сэмплами с записью воющих ротвейлеров. Для таких артистов даже придумали специальный термин — новелти-мьюзик.

От битлов до Челентано

Но вернемся к «еловой субмарине». Bootleg Beatles бывали в Москве неоднократно и всегда придумывали что-то новое. На этот раз в «Крокусе» четверка врезает с полновесным симфоническим оркестром. Традиционно их шоу будете поделено на пять исторических периодов с соответствующими дресс-кодом и мейкапом. От Please Please Me к Let It Be, от From Me To You к Yellow Submarine, от Ellinor Rigby к All You Need Is Love. Кстати, эти ребята играли на одной сцене с Дэвидом Боуи, Родом Стюартом, Игги Попом, Бон Джови и невозмутимо выступали перед королевой Елизаветой.


Это лишь начало звездного десанта. Brit Floyd — трибьют-шоу легендарным Pink Floyd (тоже из Австралии) — представит в «Крокусе» новую постановку Discovery. Этакое любовно-хронологическое путешествие по истории группы в сопровождении лазерного шоу и видеоанимации продолжительностью три с половиной часа. Кстати, вокалиста и бас-гитариста Brit Floyd Айэна Кэттелла критики выделяют из резидентов всех знаковых флойдовских трибьютов. Его голос и правда потрясающе напоминает тембр Роджера Уотерса. А что до репертуара, достаточно сказать, что будут исполнены все (!) песни с альбома Dark Side of the Moon.


Музыка английской легенды ELO, соратников «битлов» и отцов брит-попа, празднующих в этом году 40-летний юбилей, прозвучит в программе Electric Light Orchestra. Forty Years Of Hits. Создатель проекта Фил Бэйтс, в прошлом довольно известный британский музыкант, с конца 70-х занимается исключительно трибьютами «Оркестру электрического света». Он также приятельствует с отцами-основателями группы Беев Беваном и Миком Камински и даже нарезал на гитаре в их сольных проектах. В общем, посторонним его не назовешь. Electric Light Orchestra. Forty Years Of Hits с участием Берлинского симфонического оркестра как никто воссоздают атмосферу корневого рока Соединенного Королевства 70–80-х — лучше которого, извините, пока ничего не придумано.


Секс-символ, мизантроп, гениальный актер и культовый музыкант Адриано Челентано первый и последний раз был с концертами в Москве в далеком 1987-м. И вряд ли приедет снова. Так что нам остается довольствоваться Celentano Tribute Show с программой лучших песен артиста. Его роль исполняет актер и певец Маурицио Швейцер — между прочим, сосед Адриано по озеру Комо. Сам маэстро к шоу относится с известной теплотой: приятно посмотреть на себя молодого и беззаботного. Есть уверенность, что бессмертные Amore No, Soli, Susanna прозвучат, что называется, «аль денте».


Трибьют vs кавер
Трибьют часто путают с кавер-версией. Второе — это когда один артист исполняет песню другого (и зачастую обходя оригинал на виражах, собирает все лавры). Из самых ярких примеров — главная рок-лысуха Шинейд О’Коннор, сделавшая мировым хитом проходную вещицу Принса Nothing Compares 2U, и тот же Джим Моррисон, придавший культовый статус Alabama Song из забытой зонг-оперы Курта Вайля «Расцвет и падение города Махагони». Главное в кавере — не стремиться «снять» оригинал один в один. Какое-то время модным было просто-таки адское его отличие от оригинала: звезды кантри перепевали «Металлику», Мэрилин Мэнсон — Марка Алмонда, а количество акустических джазовых версий хитов синти-попа, от Depeche Mode до Kraftwerk, перешло все рамки приличия.