Концертная постановка оперы Генделя «Александр», проехав с аншлагами по всему миру, прибывает и в Москву.

Поют как ангелы, играют как демоны ада — это все о том самом исполнении оперы «Александр», что можно услышать теперь в Москве вживую. Опера сама по себе образцовый раритет: плодовитый Фридрих Георг Гендель написал полсотни(!) опер, почти все они с пафосом посвящены героям. Но в наших широтах любовь к барочной музыке не особо заметна, так что операм Генделя обидно не повезло. Исключение разве что «Юлий Цезарь» да «Альцина», так что спешите слышать.
Опера основательная, в трех актах, писана в 1726 году, и, по обыкновению того времени, главные партии — Александра Великого и его противника индийского царя Таксила — предназначены alto castrato. Впрочем, эти голоса не вяжутся с представлениями о мужестве только в нашем представлении. По сюжету Александр лично взобрался на стену индийской крепости, показав чудеса храбрости своему войску, и собственноручно убил военачальника Клита только за то, что тот осмеял порыв Великого зваться сыном Юпитера. Однако либреттист Генделя не хуже нас понимал, что оперу на этом не построить, и ввел прекрасных дам-сопрано для дуэта и любовного треугольника. Так что героика героикой, а страсти персидских принцесс своим чередом.


Эту изысканную прелесть представят в Москве мировые звезды барочной оперы экстра-класса, в сезоне 2011/12 записавшие «Александра» на лейбле DeccaClassics. Партию красавицы Роксаны, в которую влюбился Александр, споет обожаемая в мире (и особо в Британии) москвичка Юлия Лежнева. В прошлом сезоне она зачаровала столицу в сольном концерте, но сейчас испытание по гамбургскому счету — барочная опера для певцов никогда не бывает легкой. Чистый голос и ангельскую внешность Лежневой подарила природа. Безупречную технику привили в колледже при Московской консерватории, Академии вокала в Кардиффе и Гилдхоллской школе в Лондоне, а потом на многочисленных самых престижных мастер-классах. И она, конечно, очень важная, но не единственная персона вечера.
В опере заняты три редких по природе и по личным вокальным качествам голоса — контратенора Макс Эмануэль Ценчич (Австрия), Хавьер Сабата (Испания), Василий Хорошев (Россия). Несмотря на убийственную харизму испанца и достойное соперничество питомца Московской консерватории Василия Хорошева, в этой тройке уникальных главный — хорват Ценчич. Мировая слава пришла к нему еще с сольными партиями в Венском хоре мальчиков; сейчас это один из самых знаменитых контратеноров мира, а маниакально настроенные и далеко не наивные поклонники говорят о праве Ценчича устанавливать новые контратеноровые стандарты. По его идее в позапрошлом сезоне поставили недавно открытую оперу Леонардо да Винчи «Артаксеркс», современницу нынешнего «Александра». Ну а премьера самого «Александра» с Ценчичем в заглавной роли прошла в идеальной для этого случая Королевской опере Версаля и, прокатившись по мировым сценам от Амстердама до Бухареста, добралась и до нас. Певцов поддерживает оркестр Armonia Atenea («Афинская Камерата») с маэстро Георгием Петру за пультом, известные ловцы душ в пользу барочной музыки.