В сентябре Московская филармония начинает новый сезон. Лучшие абонементы — в нашем обзоре.

Юровский и Госоркестр: музыка на злобу дня

Абонемент № 10 (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
13 сентября, 26 декабря, 12 марта, 15 мая
1200–4000 р.

Абонемент № 63 (Большой зал консерватории)
800–4000 р.
6 сентября, 14 ноября, 13 января, 6 апреля


С появлением Владимира Юровского на посту худрука Госоркестра жизнь коллектива преобразилась: состав заметно помолодел, а программы концертов стали максимально актуальными. Юровский подходит к выбору произведений с безукоризненной немецкой логикой: дирижерскому искусству он учился в Дрездене и Берлине и уж точно знает, что за чем играть. При этом концерты Госоркестра — больше чем грамотно выстроенная программа. Это своего рода злободневная классика, когда чувствуешь, как каждый такт исполняемой музыки соприкасается с повседневной жизнью — в философском, социальном или даже политическом контексте.
Каждый концерт предваряется комментариями к программе — своего рода откровениями маэстро, которые способны взволновать даже искушенную публику. Юровский, однако, никогда не навязывает свою точку зрения. Он лишь еще раз дает понять, что музыка — это не абстрактная субстанция, а, возможно, самый сильный проводник чувств и мыслей.
В новом сезоне Госоркестр предлагает два абонемента. Один, более популярный, — в Большом зале консерватории. Там сыграют Рахманинова, Калинникова, Прокофьева. Сам Юровский продирижирует только одним концертом, 13 января. Остальные вечера за пультом будут брат дирижера Дмитрий Юровский, ученик Мравинского эстонско-американский дирижер Неэме Ярви и известный московский дирижер Александр Лазарев. Другой абонемент выглядит более изысканным по содержанию. Здесь и российская премьера скрипичного концерта Габриэля Прокофьева — английского композитора, внука Сергея Прокофьева. И музыкальные редкости — например, 4-я симфония Мясковского, которая последний раз звучала, возможно, еще когда оркестром руководил Евгений Светланов. И концерт, посвященный «Чайковскому и Шекспиру», где играют почти все сочинения Чайковского на сюжеты Барда.


Плетнев и РНО: акцент на оперу

Абонемент № 14 (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
26 ноября, 22 декабря, 16 февраля, 2 апреля
1200–3800 р.

Абонемент № 15 (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
6, 12, 18 сентября
1200–6000 р.

Абонемент № 16 (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
8, 23, 26 сентября
900–4500 р.

Другой коллектив, заслуживающий внимания, — Российский национальный оркестр. Это, наверное, единственный к Москве симфонический оркестр, который смог покорить всех: и публику, и дирижеров, работавших с ним, и критиков. Случилось это во многом благодаря основателю РНО Михаилу Плетневу, который руководит коллективом почти четверть века.
Новый сезон РНО откроет традиционным фестивалем. В шестой раз под опекой Михаила Плетнева на сцене Концертного зала имени Чайковского выступят лучшие иностранные и отечественные исполнители — пианист Симон Трпчевски, альтист Максим Рысанов, скрипач Иван Почекин. Но главный акцент в этом году сделан на оперу. В концертном исполнении прозвучат столь любимая маэстро «Майская ночь» Римского-Корсакова и россиниевский «Танкред», которым продирижирует итальянец Альберто Дзедда ( музыкальный руководитель Фестиваля Россини в Пезаро и руководитель Академии Россини). Завершит фестиваль «Верди-гала», на котором выступит украинская сопрано Людмила Монастырская, одна из популярнейших сегодня исполнительниц вердиевского репертуара. Два года назад Монастырская была признана лучшей Аидой на сцене Ла Скала, а в прошлом году была приглашена в Ковент-Гарден на партию Абигайль в «Набукко», где пела вместе с Лео Нуччи и Пласидо Доминго.
После столь масштабного события РНО выйдет на сцену лишь в конце ноября, когда откроет свой абонемент. Диапазон музыки — от классики (Бетховен) до романтизма (Шуберт, Шопен, Малер) и музыки XX века (Прокофьев, Шостакович). К тому же приглашены интересные дирижеры и солисты, например британский маэстро Пол Дэниел, американский дирижер Леон Ботстайн и пианист Борис Березовский.


Рождественский и оркестр капеллы Полянского: парадоксы Моцарта

Абонемент № 18 (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
14, 21, 25, 28 мая
800–2400 р.

Абонемент № 67 (Большой зал консерватории)
29 октября, 19 декабря, 28 февраля, 1 апреля
800–3200 р.


Следующие два абонемента — концерты Государственной академической симфонической капеллы. Звезд с неба этот коллектив не хватает, но предлагает весьма качественный продукт за разумные деньги. Тем более что с оркестром капеллы последние годы выступает Геннадий Рождественский — патриарх дирижерской школы.
Концерты первого абонемента — из категории must listen. Во-первых, потому, что это возможность услышать 83-летнего дирижера, работавшего с Шостаковичем и Бриттеном. Во-вторых, из-за «шоу», которым маэстро всякий раз предваряет свои выступления: он любитель сострить, порассуждать на тему «какие же дураки все эти критики» ну и, конечно, рассказать немало подробностей об исполняемых опусах. Наконец, абонемент стоит послушать потому, что на этот раз Рождественский уходит от своих традиционных коллажных программ и берется за вечно прекрасное — Моцарта. При этом обещаны сюрпризы: всякий раз музыка Моцарта будет обрамлять сочинение современного композитора — Пярта, Лютославского, Шнитке. О музыкальных пересечениях и парадоксах расскажет сам маэстро, а поможет ему в этом семья — пианистка Виктория Постникова и скрипач Александр Рождественский, традиционно выступающие вместе. Единственное, к чему надо быть готовым, — абонемент могут перенести или вовсе отменить: это, увы, частая практика в случае с концертами Рождественского.
Другой цикл, посвященный Густаву Малеру, подготовил руководитель капеллы Валерий Полянский. Прозвучат самые популярные симфонии композитора — Вторая, Шестая и Девятая, а также кантата «Жалобная песня». Ждать чего-то сногсшибательного от этих концертов не стоит, но тем не менее это возможность услышать Малера, которого в Москве до сих пор исполняют не так часто, как хотелось бы.


Фортепианная музыка: мэтры и юные гении

Абонемент № 27 (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
20 октября, 20 декабря, 27 мая
600–2700 р.

Абонемент № 29 (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
13 октября, 28 ноября, 26 января, 21 февраля
1500–3000 р.

Абонемент № 77 (Большой зал консерватории)
24 декабря, 25 января, 17 мая
1200–6000 р.


Традиционно одна из самых сильных частей программы филармонии — фортепианная. В новом сезоне особый интерес вызывают концерты, в которых принимают участие молодые исполнители.
В рамках абонемента «Новое поколение мировых звезд» выступят пианисты Александр Романовский и Ян Лисецкий. «Звезды» здесь не просто красивое слово. Украинец Александр Романовский в 12 лет стал обладателем Гран-при конкурса Владимира Крайнева, а в 15 — Почетным академиком Болонской филармонической академии за исполнение «Гольдберг-вариаций». 19-летний Ян Лисецкий только начинает карьеру, но уже наделал много шума. У него три сольных альбома, причем последний, с записью этюдов Шопена, был назван журналом Australia’s classical «Лучшей инструментальной записью 2013 года». Интригующая деталь: Лисецкий выступит в Москве впервые.
Другой (но тоже звездный) абонемент представляет своеобразные дуэтные вечера. Воспитанники Московской консерватории пианисты, Филипп Копачевский, Лукас Генюшас и Вадим Холоденко, выступят вместе с многообещающим виолончелистом Александром Раммом и двумя скрипачами — Никитой Борисоглебским и Иваном Почекиным, которые стали уже настолько популярными, что редко появляются на московских сценах. Будут исполнены восемь инструментальных концертов — от Листа до Элгара. Дирижировать призваны исключительно иностранцы — Ян Латам-Кениг, взявший в этом году «Золотую маску» как лучший дирижер, Фабио Мастранжело, ставший благодаря ангажементам самым «русским» среди иностранных дирижеров, а также голландец Конрад ван Альфен и кореец Йон Чил Ли.
Ну и несколько слов о мэтрах. В рамках одного абонемента выступят пианисты, покорившие не одну сцену и не одно поколение слушателей. Это элита российской фортепианной школы: академичный Николай Луганский, романтичный Борис Березовский и строгая Элисо Вирсаладзе. Такому составу могут позавидовать многие филармонии мира. Так что, по большому счету, не важно, что именно музыканты будут играть. Актуален другой вопрос: как попасть на их концерты?