Знаменитый музыкант Владимир Спиваков спустя два года вновь собирает своих звездных друзей-коллег в Москве. На этот раз Международный музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…» подарит взыскательной столичной публике шесть блестящих концертных вечеров.

Гостями Владимира Спивакова станут польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, знаменитый американский маэстро Джеймс Конлон, английский тенор Тоби Спенс, французский кларнетист Поль Мейер и мегазвезда, черный бриллиант мировой оперы, непревзойденная американка Джесси Норман.

Помимо выдающихся иностранцев на фестивале выступит целое созвездие наших исполнителей: камерный оркестр «Виртуозы Москвы», квартет им. Бородина, хор Академии хорового искусства и, конечно, недавно созданный Национальный филармонический оркестр России (НФОР) под управлением самого хозяина фестиваля Владимира Спивакова.

Главным событием форума бесспорно считается выступление мегазвезды Джесси Норман. Это второй визит певицы в Москву (первый раз она приезжала в октябре 2001-го также на фестиваль Спивакова). Норман примет участие в трех концертах, где исполнит произведения Перселла и Гершвина, Вагнера и Малера. Одним из номеров в программе Джесси значится ария Иоанны из «Орлеанской девы». Требуется вид на Кремль

В этом году певица долго болела, из-за чего отменила почти все свои гастроли. Но Владимира Спивакова она не подвела. И в Москву приезжает почти на 20 дней, а затем даже планирует отправиться вместе со Спиваковым в Киев.

Как всякую звезду, Норман в ее восточноевропейском вояже сопровождает многочисленная команда поддержки из охранников, адвокатов и друзей. Но личная жизнь певицы всегда была тайной за семью печатями. Все вопросы на эту тему – жесточайшее табу. Лишь однажды певица элегантно сформулировала свою позицию: «Я предпочитаю жить одна, но это не означает, что я одинока. Просто я не замужем».

Близкие друзья утверждают, что в быту Джесси неприхотлива, но когда дело касается гастролей, то их организаторов Норман легко доводит до исступления. Оговариваются все мелочи – от марки питьевой воды и мыла, которые предпочитает певица, до цвета обоев, количества и размера подушек в ее номере-люкс пятизвездочного отеля с непременным видом на Кремль из окна. В удовлетворении капризов примадонне не принято отказывать. Ведь, выходя на сцену, она компенсирует все, предоставляя зрителям шанс соприкоснуться с великим искусством.

Оптимистичный финал

Живой классик Кшиштоф Пендерецкий, уже бывавший в российской столице, решил презентовать москвичам то, что никогда еще в нашей стране не звучало, – свою грандиозную ораторию «Семь врат Иерусалима», написанную в 1997 году.

Это уникальное масштабное творение на библейские тексты создано Пендерецким к 3000-летию Иерусалима. Колоссальные звуковые массивы, извлекаемые порой из уникальных, изобретенных самим композитором инструментов, наполнены хитросплетенными мотивами, отражающими почерки Малера, Шостаковича, Р. Штрауса и фон Цемлинского.

А вот Джеймс Конлон к нам до сих пор не приезжал. Теперь этот пробел ликвидируется. Главный дирижер Национальной оперы Франции и НФОР сыграют программу, в которой пышный немецкий романтизм Вагнера встречается с австрийским экспрессионизмом Скрипичного концерта Берга. Солировать будет лично Владимир Спиваков.

Закроется же фестиваль Восьмой симфонией Дворжака, как бы подводящей оптимистичный итог нынешнего спиваковского форума и вселяющей надежду на будущее.

Звезды

Кшиштоф Пендерецкий
родился 23 ноября 1933 года. Польский композитор и дирижер. Выпускник Краковской консерватории. Первым успехом Пендерецкого стала его сенсационная победа на Всепольском композиторском конкурсе 1959 года. Вскоре он стал всемирно известен как самый яркий и радикальный в Восточной Европе приверженец авангарда. Таковым он остается и сегодня.

Джесси Норман
родилась в американском городе Огасте (штат Джорджия) в музы-кальной семье. Петь начала в два года, а в шесть уже солировала в местном церковном хоре. Ее дебют в опере – партия Елизаветы в «Тангейзере» Вагнера – состоялся на сцене Берлинской «Дойче Опер» в 1969 году.

За оглушительным успехом последовали нескончаемые предложения выступать во всех лучших оперных театрах и концертных залах мира. Джесси Норман, не знающая ни голосовых, ни жанровых ограничений, до сих пор остается одной из самых ярких звезд оперного небосклона и одной из самых дорогих певиц планеты.

Второй международный музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…», 30 ноября – 10 декабря 2003 года, Большой зал Московской консерватории. Московский международный дом музыки. Заказ билетов по т. 748-93-37, 933-32-00.