16 июня на Торжественном закрытии фестиваля «Опера Априори» в Большом зале Московской консерватории выступит феноменальная сопрано Суми Йо, в родной Южной Корее считающаяся национальным достоянием. Та, чей голос Герберт фон Караян называл ангельским, представит в столице программу «Голос сердца» — арии из самых известных опер Генделя, Вивальди, Верди, Доницетти, Оффенбаха и оперетт Штрауса и Легара в сопровождении одного из самых лучших коллективов России — Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан под руководством Александра Сладковского.

Вы поражаете публику не только феноменальным пением, но и фантастическими нарядами…
О да, я известна тем, что люблю одеваться, подавать себя не только через музыку. Я хочу быть привлекательной на сцене, я флиртую со своими слушателями, а для этого я должна быть очень-очень хорошенькой и сладкой. Я наслаждаюсь, когда я могу на сцене играть своей хрупкостью и в то же время представлять сильные качества своего характера. Именно в концертах я могу полностью раскрыться, избежав притворства и бессмысленного насилия над собой в угоду чужому режиссерскому тщеславию, как нередко случается в спектаклях. Мне иногда кажется, что оперные режиссеры сговорились, и у них только одна цель — обезобразить певицу. Это кошмар.

Вы примадонна с характером?
В принципе мне удается ладить с дирижерами и коллегами-певцами. Но мне не нравится, когда уже после первой репетиции я сижу и плачу, недоумевая, зачем я сюда приехала. А бывает и такое.

Разве в театральной среде, где очень жесткая конкуренция, возможна подлинная человеческая дружба?
Я человек, с которым легко подружиться. И, между прочим, я была бы прекрасной женой, потому что очень люблю готовить. Вообще я за сценой совсем другая — тихая и спокойная. Думаю, мне удалось сбалансировать карьеру и личную жизнь. Сейчас у меня все прекрасно, и я могу, не лукавя, назвать себя счастливой. Хотя я приняла решение — из-за профессии, которая построена на постоянных гастролях, — не иметь детей.

У вас когда-нибудь возникали трудности из-за того, что вы кореянка?
Конечно. Большинство препятствий на моем пути возникало именно по этой причине. Оперные певицы с азиатской внешностью во всем мире, особенно в Италии, до сих пор нечто диковинное. Многие американские, да и европейские режиссеры отказывались работать со мной, уверенные в том, что я не смогу понять их культуру, образ мысли, концепцию спектакля. Я стараюсь не расстраиваться, когда происходит нечто подобное. Хотя, естественно, обидно оказаться «дисквалифицированной» из-за разреза глаз.

Что значит для вас быть примадонной?
К сожалению, современные оперные дивы утратили таинственность, которая раньше была обязательной составляющей образа примадонны. Ныне певцы должны в буквальном смысле продавать свое имя, постоянно рекламировать себя, чтобы люди покупали их альбомы, билеты на спектакли или концерты. Чувствовать себя товаром, мягко говоря, малоприятно. Я не певчая птичка и не музыкальный автомат. С другой стороны, почти все дивы прошлого 24 часа в сутки носили маску «недосягаемых» и были фатально одиноки в жизни. Я не хочу для себя подобной судьбы и стараюсь быть открытым и оптимистичным человеком.

Ваш голос звучит в фильме Романа Полански «Девятые врата». Вы не задумывались о карьере киноактрисы?
Роман мой друг, и ему нравится мой голос. Это был отличный опыт. Но я не собираюсь сниматься в кино. Я актриса только в тот момент, когда есть возможность петь. Если я не могу петь — это огромное горе для меня. В такие моменты мне кажется, что лучше было бы умереть. Мой голос — это моя жизнь. Я люблю с ним экспериментировать, петь разный репертуар — от Моцарта и барокко до crossover. Поэтому мне было очень любопытно поработать и с таким современным русским композитором, как Игорь Крутой. Он написал для меня и моей подруги Лары Фабиан очень хорошую лирическую музыку. Кстати, хочу без всякой лести признаться, что каждый раз, когда я в России, я чувствую себя любимой. И сама  искренне люблю русскую публику — добрую и умную.

С кем из русских коллег работа оказалась для вас самой запоминающейся?
Безусловно, с Дмитрием Хворостовским! У нас один менеджер, и еще до совместного выступления в Кремле, которое случилось лет пять-шесть назад, мы вместе участвовали в нескольких концертах и обнаружили, что между нами много общего. Мы родились в один и тот же год — год Тигра, между нами легко возникла приятная «химия» отношений и установилось прекрасное взаимопонимание. Дмитрий — феноменальный певец и мой большой друг. Я просто обожаю петь вместе с ним. Это фантастическое удовольствие. Правда, если я выступаю с Дмитрием, мне бывает сложно сконцентрироваться. Когда он поет, он великолепен, невероятно сексуален. Легко потерять голову… Я и без того перед всяким своим выступлением безумно нервничаю, чувствую себя девчонкой на первом свидании. Знаю многих певцов, которые просто отрабатывают свое выступление, забирают деньги и уезжают домой. Я так не умею.

А что вы считаете своим самым большим достижением?
То, что я теперь могу сама выбирать и делать только то, что я захочу. Это касается не только моей карьеры. Теперь я могу помогать своим родителям, друзьям. Сегодня я чувствую себя в жизни относительно безопасно, независимо и свободно. Я твердо стою на ногах.

Досье
Настоящиее имя певицы — Йо Су-Кен, а сценическое она выбрала со смыслом: Су — значит совершенство, Ми — красота, Йо — святость. Она уроженка Сеула, училась в академии Santa Cecilia в Риме, где живет уже много лет. Итальянским педагогам удалось с ювелирной точностью огранить голос юной корейской студентки. И уже через год после выпуска она пела на Зальцбургском фестивале в «Бале-маскараде» Верди с оркестром под управлением Герберта фон Караяна — последней оперной постановке великого маэстро. Следом перед корейской «статуэткой» с хрустальным сопрано пали и остальные бастионы — от Парижской оперы и La Scala до Covent Garden и Metropolitan. Сегодня Суми Йо — в ряду самых знаменитых певиц мира.