Американский фри-джазовый барабанщик и чешская авангардная певица/скрипачка — что у них может быть общего? Все: талант, смелость и любовь к свободной импровизации.
И Ива Биттова, и Хамид Дрейк давно и хорошо известны московским меломанам. Не всем, конечно, но таким, которые любят нечто эдакое. Не модное и не классическое, не электронное, но странно звучащее. Импровизированное, но не джаз. Авангард, но с человеческими и эмоциями и смыслом. Скажете, такого не бывает? Еще как бывает. Хоть и редко. Все эти противоречивые качества совмещают в себе чешка Биттова и афроамериканец Дрейк. Вообще их дуэт — это не коллектив. И даже не проект. Это такая достаточно случайная и редкая коллаборация.

Хамид Дрейк — один из самых востребованных барабанщиков в современном креативном джазе. Стучит у всех нормальных музыкантов уже четверть века как минимум (к нам, кстати, приезжал с тем же Дейвом Марреем). Биттова вполне может одна выдать длительный вокально-скрипичный перформанс. Что, кстати, и делала в Москве лет десять назад. Тогда все испытали настоящий культурный шок. То есть вот то, что Хамид Дрейк и Ива Биттова пересеклись, наконец, и пересеклись именно в Москве — это для нас большая удача. Кстати, организатор концерта подбил их к этому. По его словам, музыканты были рады, что нашелся повод поиграть вместе, что кто-то устроил им совместную гастроль.
Что будут играть? Невозможный вопрос. Риторический. Во-первых, совместных  альбомов Дрейка-Биттовой не существует. Какой-то обкатанной программы, следовательно, тоже. И в этом главный кайф. Потому что — наконец-то скажем обязательные слова о «стиле», которого, правда, нет — дуэт играет без правил. Это свободная импровизация в лучшем виде. Смысл тут совершенно не в том, чтобы пошуметь или как-то сбить с толку слушателя, играя постмодернистскую мешанину из стилей. Нет. И Битова, и Дрейк, с кем бы ни играли, создают на сцене какой-то свой Кусок Искусства. Ну на самом деле. Вот Ива Биттова. Хорошо играет на скрипке. Хорошо, но странно. Поет. Опять-таки ее вокал — это так называемая «расширенная вокальная техника», где есть всякие щелчки, рычание, визги и речитатив. Забавно и страшновато одновременно. Дрейк в первом приближении — из совсем другой музыкальной вселенной. Во-первых, играет он по преимуществу все-таки с джазменами. Авангардными, но все же. Его инструмент — нормальная, небольшая барабанная установка, безо всяких фокусов. Да, кстати — Дрейк начинал у чикагского тенор-саксофониста Фреда Андерсона, ныне покойного. Андерсон же — из той тусовки, что и, например, Art Ensemble of Chicago. То есть музыкантов, которые в свое время, в конце 50-х, соединяли фри-джаз, африканские мотивы, блюз и ранний джаз. Невозможная смесь отлилась у них в свой новый стиль. Так вот, собственно, Хамид Дрейк как раз явно этим всем пропитался, но пошел дальше. Он большой мастер с каким-то невероятным чувством ритма и чувством партнера (учитывая, что играет он в основном не с теми, у кого «квадрат темы — квадрат импровизации», а с тотально «свободными»). У него буквально в каждом третьем такте меняется рисунок. То есть сочиняет человек, грубо говоря, сотни барабанных мелодий на ходу. Даже просто чисто визуально любопытно: сидит такой спокойный огромный негр в дреддах (он не обидится!) и из бочки, хай-хета, тарелки и рабочего барабана непринужденно выколачивает бесконечное количество ритмов и тембров.
Что они будут играть вместе? Да Джа их знает... Всезнающий youtube не выдает из их совместного творчества ничего. Самое позднее — трио с нью-йоркским саксофонистом Доном Байроном. Таким образом, ждет нас полнейший неповторимый сюрприз. И даже если когда-нибудь дуэт еще раз заедет к нам — все уже будет совсем, совсем по-другому!