К шестидесятилетию Сергея Курехина вышла биография авторства Александра Кушнира, журналиста,  пиарщика и непревзойденного знатока русского рока. О фундаментальном труде Кушнира и других нон-фикш-изданиях о музыке — в нашем обзоре.

«Сергей Курехин: Безумная механика русского рока»

Александр Кушнир

«Бертельсманн Медиа Москоу»

Книжка про Курехина, презентованная на недавней ярмарке "Non/fiction", стала сенсацией. При довольно высокой стоимости (около полутора тысяч рублей) и небольшом тираже. Но блогосфера, похоже, только и обсуждала, что труд Александра Кушнира. Да, книга подоспела аккурат к юбилею Сергея Курехина. Если бы не страшная болезнь сердца, этому музыканту исполнилось бы всего шестьдесят лет... Нет, дело не в пиаре вокруг имени Курехина. Этого пиара, по сути, и нет. Интерес к работе Кушнира появился тогда, когда из недр его заменитого пиар-агентства «Кушнир Продакшн» стала просачиваться слухи: «шеф пишет новую книжку: не поверите, про кого!»

И дело тут, опять-таки, не в нагнетании пиар-тумана. Просто... ну как-то необычно это: в наше время — целая книга про противоречивого музыканта. Причем кто этот музыкант по прозвищу Капитан — тоже непонятно: созидатель питерского рока, кинокомпозитор, идеолог «Поп-механики»? В широкой народной памяти Курехин, в первую очередь, приколист, придумавший ТВ-мистификацию про «Ленин был грибом».

Кушнир взвалил на себя гигантский труд и пошел на риск. Он написал совершенно реалистичную, биографичную и вообще нормальную книгу о художнике, к творчеству которого определение «нормальный» неприменимо совсем. Работа, по словам автора, велась пять лет, взято было «около двухсот интервью». Это заметно: фактура очень плотная. Иные информаторы говорят пять-шесть слов всего. Но это создает потрясающий объем и эффект присутствия.

В Курехине, несмотря на весь его искрометный, бредовый постмодернистский юмор, можно было увидеть фигуру трагическую. В молодости непризнание и бедность. Никуда не вписывался. Маргинал-интеллектуал. Что осталось от Курехина, кроме славы? Вся дискография гениального импровизатора и ненасытного сочинителя — небольшой бокс-сет. CD изданы на разных лейблах, в СССР, Британии и в Штатах. Он умер от редчайшего заболевания — саркомы сердца. А книга получилась — светлой. Вот как Кушниру это удалось — бог весть. Одна из явных причин — кушнировская манера. Его раннюю книгу, «Сто магнитоальбомов русского рока», можно читать как детектив (ваш обозреватель в юности именно так и воспринимал). Нет, ну реально: из факта записи какого-нибудь забытого альбома самодеятельной русской группы Кушнир изготавливал остросюжетное чтиво, с худсоветами и кагэбешниками вместо погони и преследований (хотя в главе про Сергея Летова и побег от ментов был). Здесь детективный сюжет — переправка пленок на английский Leo Records Лео Фейгину, легендарному рекорд-издателю. Но и не в этом главное. Главное — описание процесса творчества. И в той удивительной интеллектуальной атмосфере, в которой это самое творчество происходило. Единственное, чего все-таки многовато — это описаний концертов (если их так можно назвать) коллектива (если его можно так назвать) «Поп-механика». Вот это действительно тот случай, когда лучше один раз увидеть. Описание (назовем его так) скорее вводит читателя в недоумение: «и что, этот псих — гениальный композитор???» Да и вообще, кто захочет слегка приобщиться к этому безумию, может посмотреть в Youtube выступление Курехина (под аккомпанемент, между прочим, группы «Кино») в шоу «Музыкальный ринг». Что никоим образом не отменяет важности данной книги.

 

«Мик Джаггер»

Филипп Норман

«Азбука»

Да, у нас плохо с музыкальным нон-фикшн. Оригинальные работы почти не пишутся (почему, собственно, факт выхода книги Кушнира так всех взбудоражил), переводной литературы тоже почти нет. Плохо даже с биографиями суперзвезд. Исключение — Мик Джаггер. О нем в этом году уже выходила одна книга, «Мик Джаггер. Великий и ужасный» английского журналиста Кристофера Андерсена. Сейчас к изданию готовится «Мик Джаггер» Филиппа Нормана в переводе Анастасии Грызуновой, опытной переводчицы. В ее резюме, в частности, автобиографический дебютный роман Леонарда Коэна «Моя любимая игра». Лидеру Rolling Stones в этом году семьдесят, так что просто повод удобный. Плюс — хитом рынка оказалась автобиография гитариста «роллингов» Кита Ричардса «Жизнь».

«Просто дети», «Я пасу облака»

Патти Смит

Астрель/Corpus

Не знаю, любил ли покойный Сергей Курехин американскую пост-панк-диву Патти Смит, но в ленинградской рок-тусовке ее обожали. Свой «Рок-н-ролл мертв» Борис Гребенщиков, считается, позаимствовал у Патти Смит образца 1975 года. Творчество Патти Смит ценится в кругах эстетов и совершенно неизвестно сколь-нибудь широкой публике (хотя может быть кто-то вспомнит дуэт с Земфирой на казанском фестивале «Сотворение мира»). Тем не менее на русском есть целых две книги, имеющие отношение к Патти Смит. Которые она сама и написала. Обе — автобиографическая проза.