Хотелось бы написать, что столетие со дня рождения Бенджамина Бриттена празднует все прогрессивное человечество, но на самом деле все еще лучше: юбилей отмечает даже непрогрессивная российская общественность с ее тотальной гомофобией. В Большом театре прошел цикл посвященных Бриттену вечеров, прозвучали несколько концертов, а сейчас на подходе финальная серия «Сезонов Бенджамина Бриттена в России», подготовленная Британским Советом по культуре и Фондом Бриттена — Пирса вместе с Российским национальным оркестром. Концерты очень важные.

30 ноября в Большом зале консерватории грядет программа из трех знаковых сочинений. Столичных меломанов ждет открытие: не известная у нас
рапсодия для оркестра не известного у нас композитора Джорджа Баттерворта «Шропширский парень». Написанная на сборник стихотворений Альфреда Хаусмана в 1912 году, она осталась заявлением на славу самого многообещающего британского композитора поколения, в 31 год погибшего на Первой мировой. Сын инженера и певицы, гордость Итона и Оксфорда, он увлекался английским фольклором и успел вылить эту любовь в рапсодию. У поклонников вокальных циклов на стихи Гете и Одена будет праздник с переоценкой ценностей, а у всех без исключения — открытие нового имени и знакомство с контекстом британской композиторской школы, предшествовавшей Бриттену. Дальше прозвучит единственный Концерт для скрипки с оркестром собственно Бриттена — самого исполняемого британского композитора ХХ века (соло Джеймс Энс). В наших широтах Бриттен хорошо известен прежде всего благодаря дружбе с Шостаковичем и парой Ростропович—Вишневская.
Бриттен почему-то избежал участи чужака в советское время, несколько раз приезжал в Советский Союз, одних только посвященных ему монографий написано три. В новое российское время Бриттена открыли заново как автора музыкального театра, опер «Поворот винта», «Питер Граймс», «Билли Бад» и ставшего особо популярным в последнем сезоне «Путеводителе по оркестру для юношества». Однако по-настоящему модными в музыкальном обиходе уже были опусы Бриттена, прилетевшие со свежим ветром шестидесятых. Апокрифы пишут, что он по-настоящему дружил с Шостаковичем и даже испытал его влияние как композитор. Новый 1965 год Бриттен встречал с Шостаковичем на его даче в поселке Жуковка, посвятил ему «Блудного сына». Шостакович в ответ посвятил Бриттену Четырнадцатую симфонию для сопрано, баса, струнных и ударных, и ее — да! — тоже исполнят на концерте. Солисты — сопрано Светлана Создателева и бас Алексей Тановицкий. За пульт РНО станет маэстро Марк Элдер, глава оркестра Халле — не самого известного в мире, но старейшего британского коллектива. А вот дирижер как раз известен своими трактовками сочинений современных британских композиторов, и Бриттен его конек.
Бонус «Сезонов» — образовательная программа, выставка «Художественный мир Бриттена» в ГМИИ, издание книги «Бриттен». Впереди еще изящная вокальная программа 1.12 в Малом зале с московским любимцем Йеном Бостриджем среди исполнителей. Краеугольная «Смерть в Венеции» с Геннадием Рождественским за пультом в Большом зале 8.12 (на концерте Геннадия Рождественского Бриттен познакомился с Шостаковичем, Рихтером и Ростроповичем в Лондоне в 1960
году). Затем радости для серьезных людей — Берлиоз, Сибелиус и Бриттен 14.12 и для несерьезных — сюита из балетов «Спящая красавица» и бриттеновского «Принц пагод» в Зале Чайковского.