Не знаю, чем московские меломаны порадовали небеса, но нынешний ноябрь определенно присмотрен высшими силами. Только что после 40-летнего
перерыва у нас играл Королевский оркестр «Консертгебау», вот-вот порадует Люцернский симфонический, а еще четыре (!) вечера в Зале Чайковского культурную жизнь столицы улучшает Венский филармонический оркестр. Понятно, что парад звезд не проектировался специально — в наших широтах радость всегда нечаянная. Организаторы всех гастролей разные, но, учитывая, с чем сегодня сопряжено их более-менее достойное проведение, лишний раз скажем всем большое спасибо. Венцев привозит фонд «Музыкальный Олимп», тот самый, что много лет поражал воображение уровнем фестиваля в честь Дня России. Сейчас с его подачи поражать воображение будет один из топ-оркестров мира. И, наверное, не погрешу против истины, добавив, что это самый популярный из серьезных академических оркестров.
У него есть ноу-хау популярности, телетрансляции Новогоднего концерта Венского филармонического оркестра в легендарном Музикферайн, ежегодно собирающие многомиллионную аудиторию. Рискую сказать: что бы ни играли эти люди, хоть вальсы, хоть польки, все было бы интересно. Но ничего легкомысленного сейчас не будет. В четырех концертах венцы исполняют все девять симфоний Людвига ван Бетховена под управлением Кристиана Тилеманна. История оркестра так замечательна, что не упомянуть ее грешно. Старейший симфонический оркестр Европы родился в 1842 году и считается мировой оркестровой элитой. Ни один оркестр не связан так тесно с историей и традициями европейской классической музыки, а то, что принято называть «венской классикой», связано с ним самым непосредственным образом. Для неленивых полный цикл этих концертов — не только «Бетховен из первых рук», а полный симфонический Бетховен живым звуком от лучшего на сегодняшний день исполнителя этого автора. Программы стоят публикации: в первый вечер — Четвертая и Пятая, во второй — Шестая и Седьмая. Потом оркестр с честно работающим профсоюзом сутки любуется Москвой, что бы это ни значило. Затем (23.11) возвращается к ранним Первой, Второй и Третьей симфониям, чтобы тем яростнее потрясти в последний день турне, исполнив Восьмую и, конечно, Девятую. Забудьте все новомодные спекуляции на тему, был ли Бетховен действительно глух к моменту ее создания. Ни к чему это, лишнее. Просто слушайте и завидуйте самим себе, ведь нечасто эта самая «К радости» звучит так беспримесно, открыто, отворяя путь куда-то высоко-высоко.
А мы должны позанудствовать про то, что это не только вершина творчества гения Бетховена, но и новое слово в симфоническом жанре, что часть симфонии с текстом оды Шиллера — едва ли не первый в истории музыки случай использования в этом формате голоса вместе с музыкальными инструментами. Команда солистов будет самого высокого класса и, по неформальному завету авторов, международная: сопрано Сун Янг Сео (Южная Корея), меццо Светлана Шилова (Россия), тенор Майкл Кёниг (Германия), бас-баритон Роберт Холл (Нидерланды). Основная вокальная тяжесть на хоре Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Концерты Венского филармонического оркестра наверняка ударят по эмоциям, добавив в эту осень ясности и воли. А что касается Девятой, смягчения нравов она не принесет, но, будем уповать, что призыв «Обнимитесь, миллионы» хоть как-то улучшит обстановку.