Единственный московский концерт оркестра Капитолия Тулузы включен в фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» и в абонемент «Лучшие оркестры мира»
Один из самых старых и заслуженных европейских ансамблей родился в начале позапрошлого века в Тулузском оперном театре. Театр располагался в здании городской ратуши — Капитолия, и название осталось за оркестром. После Второй мировой оркестр стал самостоятельным, но по-настоящему встрепенулся в 1968 году, когда его возглавил харизматик Мишель Плассон. Тогда же оркестр переместился из давшего ему имя Капитолия на бывший Зерновой рынок, уже в конце 1980-х годов превращенный в концертный зал международного класса. А в этом веке, в 2005 году, оркестр стал не чужим для русской дирижерской школы. В главные приглашенные дирижеры сюда пригласили ученика знаменитого петербургского педагога Ильи Мусина — Тугана Сохиева. Это имя в России не у всех на устах только из-за нехватки информации. За три дня до московского концерта молодому маэстро исполнится 36 лет. К этому моменту он успел стать лауреатом III Международного конкурса имени Прокофьева, поработать в Мариинском театре и заслужить громкое европейское имя как бескомпромиссный мастер, начавший европейскую практику с конфликта с Валлийской национальной оперой, арт-директором которой недолго служил. Уже через год, в 2005-м, Туган Сохиев стал главным приглашенным дирижером Национального оркестра Капитолия Тулузы, а еще через три музыкальным руководителем этого коллектива, обожающим его по сей день. Маэстро не испугался объема работы и в 2010-м принял также пост главного дирижера Немецкого симфонического оркестра в Берлине, тоже знаменитого и старейшего оркестра Европы. Причем это не устройство запасного аэродрома: французские критики признали его «Музыкальным открытием года-2005», разглядели в Тулузе центр французской музыкальной жизни, а после концерта в Париже даже диагностировали «сохиевманию».
Видимо, закалка Мариинского театра с его камертоном вездесущим Валерием Гергиевым не дает сбоев — персональный график молодого маэстро тоже весьма впечатляет. Метрополитен-опера с «Евгением Онегиным», лондонский оркестр «Филармония» и даже Венский филармонический. Концерты от Америки до Японии с блестящей прессой, за дебюты с Роттердамским и Берлинским филармониками критика одарила его титулом «чудо-дирижер». За последние сезоны он с блеском поработал со всеми ведущими оркестрами мира, включая Чикагский, и выдержал серию концертов в «Ла Скала». Очевидно, что в музыкальном мире появился выдающийся симфонический дирижер, но в досье Сохиева есть также солидный список опер с акцентом на русскую классику. С русской музыкой вообще все обстоятельно: записи симфоний Чайковского, сочинений Мусоргского, Рахманинова, Прокофьева и — только что — Стравинского снискали гору комплиментов и вознесли дирижера к вершинам в хорошем уверенном темпе. Внимательный взгляд на актуальный гастрольный график маэстро не оставляет сомнений в том, что петербургская школа подарила миру яркого дирижера, слава которого, что называется, не пустая. При такой загрузке Туган Сохиев регулярно появляется в альма-матер — Мариинском театре, альма- патер Гергиев доверяет его умениям. Сохиев готовил премьеры опер «Путешествие в Реймс», «Кармен» и «Сказка о царе Салтане», а после нынешнего московского концерта три вечера дирижирует в Мариинском (27 октября — Бетховен, Брух, Элгар, 28 октября — Мусоргский и Римский-Корсаков, оба с оркестром Капитолия Тулузы, 9 ноября — «Пиковая дама»). Москвичам же стоит поспешить в Дом музыки, где к хитовой «Шехеразаде» Римского-Корсакова добавлен романтический бонус — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Листа с соло знаменитого пианиста Жана Ива Тибоде.