Хулиганка, феминистка и гений фолк-рока Сюзан Вега снова готова покорить Москву. На концерте в Arena Moscow будут новые песни и непременные суперхиты "Luka" и "Tom’s Diner".

ГЛАВНЫЙ БАРД ЭТОГО МИРА, носящий юбку, пишет свои песни кровоточащим сердцем и крепким гарвардским умом. Джон Траволта сказал про нее: «Вы еще не знаете, чего хочет женщина? Послушайте, как поет Сюзан!»
Она родилась семимесячной и сразу после появления на свет оказалась в барокамере. Врачи давали девочке сначала год, потом два, потом уверяли, что она вряд ли закончит даже первый класс. Маленькая Сюзан занималась баскетболом и спортивным рок-н-роллом, ежесекундно ожидая приступа астмы и рискуя сломать ногу — в хрупких костях не хватало кальция. А еще прятала от родителей дневник — он пестрел замечаниями учителей: такой хулиганки калифорнийская Санта-Моника еще не видела. «Я танцевала лучше всех в классе, но никогда не выступала: боялась умереть на глазах у публики», — вспоминает она.
Мать Сюзан была из старых хиппи, а отчим — известным поэтом, так что первыми песнями, которые она спела, оказались антивоенные хиты 60-х. В 18 лет девушка рванула в Нью-Йорк и начала выступать по клубам Гринвич-Виллидж с гитарой. «Странно, мы никогда не слышали этих песен Лу Рида», — говорили друг другу посетители богемных заведений. Им и в голову не приходило, что автор — вот эта хрупкая рыжеволосая девчонка в мешковатом свитере и военных ботинках.
В 1984-м Сюзан в очередной раз с обострением астмы попала в больницу. Над ее койкой висел забытый кем-то портрет Марлен Дитрих. «Марлен доказала людям, что женщина имеет право чувствовать по-другому. За это ее обожали, за это ее прокляли!» Там певица написала первый свой настоящий шлягер "Marlene On The Wall". Через полгода он играл в плеере каждой американской феминистки. Настоящий успех пришел к Сюзан в 1987-м, когда сразу две ее песни прогремели на весь мир. Хотя уместно ли употреблять это слово по отношению к акустической балладе "Luka" и меланхолической а-капелльной скороговорке "Tom’s Diner", которые навсегда стали ее визитными карточками? Миру был предъявлен новый женский рок-н-ролл: певица не стремилась понравиться сильной половине, не признавалась в любви и не жаловалась на своего бойфренда. Она честно и в единственно правильных выражениях рассказывала о своих проблемах, включая драки в супермаркетах и сквернословие в биб лиотеках.
Не ставя однозначных оценок, но и не оставляя слушателя равнодушным. Наверное, так пел бы Джон Леннон, родись он женщиной.
«Про меня говорят, что я открыла двери для других женщин-музыкантов, но эти двери на самом деле были открыты всегда — просто, когда я вошла в них, на это все обратили внимание». В 80–90-х Сюзан Вега была одной из самых влиятельных рок-исполнительниц в мире. Диск с характерным названием "Solitude Standing" («Состояние одиночества») официально вошел в список «100 лучших американских альбомов». К ее тихим, вдумчивым песням, традиционно посвященным нелегкой женской доле, прислушивались политики и звезды рок-н-ролла. Насилие в семье, одиночество в большом городе, конфликт отцов и детей, а главное, дискриминация женщины в мире,
где правят мужчины, — никто не пел об этом пронзительнее, чем Сюзан. Самое замечательное, что ее главные шлягеры перепевали в основном представители сильного пола. Да и на концертах — а она с одной гитарой наперевес собирала стадионы — мужчины были в большинстве. «Феминистка — одинокая уродина в роговых очках. Вот
главный миф нашего времени!» Сюзан-то никогда не страдала от недостатка мужского внимания. В 1992-м она вышла замуж за знаменитого продюсера Митчелла Фрума, который помогал ей на альбоме "99.9 °F", и родила ему дочь Руби. Однако через восемь лет совместной жизни супругу был дан от ворот
поворот. Сюзан начала писать другую музыку, и старый муж оказался не у дел. После событий 11 сентября она выпустила замечательный концептуальный альбом "Songs in Red and Gray". А в прошлом году — пластинку Beauty & Crime («Красота и преступление»), стиль которой одни критики определили как техно-фолк, а другие — как «американская мечта». Кто-то посчитал пластинку шедевром, кто-то — закатом Сюзи. «Я знаю, что правильно, а что нет. Я следую своим правилам, а вы — идите к черту!» — ответила она. Сегодня, в свои хорошо за 50, рыжеволосая интеллектуалка так же независима, загадочна и хулиганиста. И так же обожаема публикой. Она не отправилась в мировое турне, она просто приедет в Москву. Где споет все свои главные песни, без которых нельзя представить музыку XX века. Непринужденно и откровенно, как и 25 лет назад.