Поэт, музыкант, художник. Диссидент и правдоруб. Хиппи-миллионер, авангардист и акционист. Неудобный всем, но обожаемый всеми. По многим опросам "Imagine" – самая популярная песня прошлого века. Представьте себе: рожденный 9 октября 1940 Джон Леннон, Человек Эпохи Возрождения! «Непривычный Леннон» — в нашем обзоре.

Авангардист

В 1970 году Джон Леннон придумал проект, который не понял никто. Два альбома под названием Plastic Ono Band, один как бы «альбом Джона», второй — «альбом Йоко Оно». Это откровенно шумовая, нойзовая музыка, то есть культура, к которой мелодист Джон Леннон не имел никакого отношения никогда. В The Beatles главным эстетом-авангардистом считался Пол МакКартни (полная диссонансов оркестровая пьеса "Revolution # 9", венчающая "Белый альбом" — его изобретение). Авангардной художнице Йоко Оно, участнице радикального арт-движения Fluxus, напротив, весь нойз, шумовая музыка и перформансы были крайне близки. Леннон решил создать два альбома в таком жанре. Конечно, на успех никто не рассчитывал, это был просто жест мятущегося селебрити... Тем не менее, на альбоме Йоко зафиксирован великий саксофонист, отец фри-джаза, Орнет Коулмен и его квартет.

 

Это сейчас альт-рокеры и авангардные джазмены дружат, но тогда невозможно было представить, чтобы два мира сомкнулись, да еще и таким образом. В общем, ни один нормальный человек, конечно, экзерсисы Plastic Ono Band не переслушивает, но документ эпохи любопытный.

Художник

В продолжение к предыдущей теме. Шумовую музыку Plastic Ono Band Леннон ухитрялся играть живьем, причем на больших площадках. Вот как вспоминает один из концертов (еще, кстати, битловской эпохи) гитарист Эрик Клэптон: «В полночь Группа Plastic Ono Band вышла на сцену <фестиваля Toronto's Rock and Roll Revival> и сыграла крепкую классику рок-н-ролла. Учитывая, что мы никогда не играли вместе, а единственную репетицию провели в самолете, звучали мы, наверное, хорошо. Ближе к концу выступления Джон велел нам снять гитары и поставить их струнами к комбикам, и сам сделал то же самое. Получился эффект обратной связи: динамики выли, а мы отошли в сторону или вообще ушли со сцены. В этом вое Йоко начала петь свою песню "Oh John" (так у Клэптона, на альбоме трек называется "John, John" — ред.). Странная песня: по мне скорее вой, чем пение, но уж такая у Йоко была «фишка». Джон был уверен, что все это жутко смешно, и номером Йоко завершилось наше выступление. ... За концерт мне заплатили несколькими рисунками Джона, которые со временем, к сожалению, были утеряны».

Клэптон зря потерял рисунки своего битловского друга: со временем они превратились в настоящую художественную ценность. И не только потому, что эту минималистичную графику намалевала рок-звезда, но потому, что рисунки действительно живые, смешные, точные и талантливые. Леннон рисовал с детства и всю жизнь очень интересовался изобразительным искусством. Леннон и Оно, к слову, даже познакомились в галерее.

Писатель

Леннон сочинял абсурдные рассказы с закрученной игрой слов. И иллюстрировал свои книги, естественно. При жизни у него вышло две книжки, "In His Own Write" (что-то вроде «В своём праве писания», 1964) и совсем непонятное "A Spaniard in the Works" (в отечественной прессе как-то был предложен вариант «Испалец в колесе», 1965). После смерти, в 1987 году, появилась "Skywriting By Word of Mouth". Все книжки стали бестселлерами и выдержали кучу переизданий.

Актер

Вот это самая неудачная роль (во всех смыслах) для Джона Леннона. По ходу музыкальной карьеры в The Beatles ему пришлось сняться в художественных фильмах «Вечер тяжелого дня» ("A Hard Day's Night", 1964) и «На помощь!» ("Help!", 1965). Это были такие музыкальные комедии для фанатов (кстати, позже «фильм про группу/рок-музыку» стал отдельным кинематографическим жанром, и здесь удалось создать настоящие блокбастеры, вроде "This is Spinal Tap" или «Мир Уэйна»). Все битлы играли самих себя. Считалось, что лучший актёр из группы — это Ринго Старр, который смог в одном эпизоде изобразить абсолютно «отмороженного». Правда, много лет спустя выяснилось, что у барабанщика в тот день было настоящее адское похмелье, то есть сыграть ему пришлось только десять шагов перед камерой, вся остальная роль уже была написана на его опухшей физиономии и в остекленевшем взгляде. Леннон, в общем, тоже был каким угодно юмористом и харизматиком, но вовсе не драматическим актёром. В 1966 году режиссёр Ричард Лестер рискнул снять Леннона во второстепенной роли солдата («мушкетёра») Грипуида в фильме «Как я выиграл войну» ("How I Won the War", 1967). Картина, несмотря на вынесенное на афишу изображение Леннона, не снискала успеха в прокате и провалилась у критиков. Съёмки в единственной для Леннона полнометражной немузыкальной ленте повлияли на него: именно тогда он начал сочинять великую "Strawberry Fields Forever". И до конца жизни носил круглые бабушкины очки своего персонажа Грипуида.