Тройная премьера мирового турне взорвет меломанский штиль межсезонья.

Скрипач Джошуа Белл – это счастье журналиста. Однажды по наущению газеты The Washington Post он ввязался в смертельную для самолюбия авантюру. Оделся попроще, встал в переходе метро и заиграл на скрипке. Мимо сновал спешащий народ, несколько романтичных зануд остановились на пару минут его послушать, несколько сердобольных дам кинули в подставленную кепку монетки. Дети, правда, чистые натуры, исправно заслушивались и замедляли шаг, но взрослые их одергивали и тянули дальше. Итог: за все свои труды мировая суперзвезда не заработал и ста долларов. А ведь это была стоимость одного-единственного, самого дешевого билета на его концерт, прошедший за пару дней до того при аншлаге в престижнейшем зале. И музыка была та же – «большой» Бах, и скрипка та же — Страдивари 1713 года стоимостью 3,5 миллиона долларов, и старался Белл эксперимента ради ничуть не меньше.
В общем, журналисты всего мира получили прекрасную тему для обсуждений. Оказалось, что красота, как сыр в супермаркете, должна быть упакована в нужную обертку – иначе ее никто не узнает. А еще ее надо приправлять щепоткой снобизма, соусом ритуальных сборов на концерт и густым-густым слоем престижа. Вот тогда, пожалуй, потребитель признает в академической музыке продукт экстра-класса и станет за него платить.
Конечно, о чем-то таком все догадывались и раньше. Но сколько должно быть мужества и уверенности в собственных силах у всемирно признанного скрипача, существа трепетного и избалованного, чтобы решиться на такой эксперимент! Музыкант с удивительно правильным именем Джошуа и звонкой фамилией Белл помог снять с носа розовые очки последним современным романтикам. Словно уточнил правила игры, чтобы молодые не заблуждались относительно собственных талантов.
Им, молодым и не только, опыт Белла очень пригодился. Сейчас его усвоил Национальный Молодежный оркестр США, играющий вместе со скрипачом-камикадзе в правильном месте – престижном и намоленном Большом зале консерватории и за адекватные (ну, для кого как) деньги. Эти отобранные специалистами Карнеги-холла ребята от 16 до 19 лет отправились в турне по мировым музыкальным столицам, заглянув между Вашингтоном и Лондоном в Санкт-Петербург и Москву. Почему? Хотя место шефа оркестра задумано сменным, в первый год существования дирижировать им будет маэстро Валерий Гергиев — чтобы эффект от выступлений был совсем уж сногсшибательным. То есть получается тройное «впервые»: впервые прославленный дирижер и молодые американцы играют вместе, впервые Джошуа Белл подчиняется палочке Валерия Гергиева, и, конечно, впервые на такой парад планет смотрит Москва.
Этого блистательного набора ингредиентов уже хватило бы для престижного, окутанного прекрасным концертным ритуалом и вполне себе снобского события, взрывающего летнюю дрему культурной жизни. Но музыканты предложили еще и отменную программу. Российскую премьеру «Магии» 34-летнего американского композитора Шона Шеферда, почитаемого ныне как главный талант поколения, способного писать опусы по заказу Карнеги-холла. Дальше ждите скрипичный концерт ремажор Чайковского, где солирует затертая звезда метро, он же суперзвезда академической музыки Джошуа Белл. Наконец, 52-минутная Десятая симфония Шостаковича, и уж это будет коронный номер маэстро Валерия Гергиева. Что-то мне подсказывает, что если бы такая масса носителей прекрасного выстроилась в подземном переходе метро, оно бы все-таки остановилось.