Из множества «Ковчегов» Ольги Арефьевой тот, что именуется «Рояль-Ковчегом», – самый элитарный. Он появляется на сцене раз в год и звучит в день рождения певицы. Так будет и 21 сентября в ЦДХ, где виновница торжества откроет свой новый московский концертный сезон.

Для Ольги зал на Крымском Валу – почти дом родной. Здесь она выступает регулярно и может экспериментировать сколько угодно. У нее проверенная, подготовленная публика, доверяющая ей почти как проповеднику. Впрочем, «на Арефьеву» любят приходить и просто поклонники добротной интеллектуальной акустики. Ольга не халтурит и, как правило, не разочаровывает. На сегодня она, пожалуй, главная (если не единственная) звезда нашей камерной рок-сцены.

«Рояль-Ковчег», который покажет столичной публике музыкальный спектакль «с танцами и интермедиями», – трио, где поющей, играющей на гитаре, декламирующей и приплясывающей Арефьевой помогают виолончелист Петр Акимов и пианист Сергей Перминов. В такой программе Ольга не ограничивается исключительно композициями собственного сочинения, коих множество, но обращается и к произведениям Александра Вертинского, Булата Окуджавы, Марины Цветаевой, Джованни Баттиста Перголези, Поля Элюара, Иоганна Себастьяна Баха, а также своих ныне здравствующих коллег по сцене Насти Полевой, Умки, Александра Градского.

К слову сказать, Арефьева могла уже неоднократно преодолеть пределы «камерности». В 1987-м, еще в период обитания и учебы на Урале (откуда она родом), ее почти случайно делегировали на популярный конкурс эстрадных исполнителей в Юрмале. Ольга, к собственному удивлению, прошла отборочный тур, а затем стала одним из лауреатов конкурса. В Свердловском рок-клубе на ее персоне после такого «попсового» факта поставили крест, зато в Москве (куда она вскоре перебралась) подобный успех певицы никого особо не смутил.

В столице ей довольно быстро удалось собрать первый состав «Ковчега», к названию которого периодически добавлялись различные жанровые определения: «Реггей-Ковчег», «Шансон-Ковчег», «Акустик-Ковчег». Многие поклонники Арефьевой так или иначе ассоциировали ее образ и творчество с такими пронзительными и трагическими певицами, как Дженис Джоплин и Янка Дягилева, а сама она считает, что сформировалась в первую очередь под влиянием… Аллы Пугачевой. Однажды, столкнувшись с примадонной российской эстрады, Ольга призналась ей: «Вы – моя любимая певица», на что получила ответ Аллы Борисовны: «Вы моя тоже» и приглашение в «Рождественские встречи». Этот момент насторожил уже и московских почитателей певицы. Они предположили, что «обласканная АБП» Арефьева теперь уж точно «зацепится» за эстраду. Но ничего подобного не случилось. Ольга продолжает идти своей дорогой, хотя и считает, что большинство ее песен, а не только находящиеся в активной ротации FM-радиостанций «На хрена нам война» и «Дорога в рай», могли бы стать хитами, если бы их удалось качественно записать. Несколько лет назад благодаря Дмитрию Диброву и его «Антропологии» Арефьевой удалось впервые предстать перед широкой телеаудиторией. Сама Ольга как-то заметила, что дома телевизор не смотрит. Он накрыт у нее стопкой одеял, хотя «ради «Антропологии» его сохранить стоило».

В Арефьевой странным образом сочетаются видимая отстраненность от суеты и спокойствие с изрядной амбициозностью и внутренней жесткостью. Она не рвется истово к славе, но, похоже, считает себя лучшей в своем жанре. Готова надолго уединяться где-нибудь в зауральской глубинке и в то же время не прочь сыграть на фестивалях типа «Рок к небу» в петербургском Ледовом дворце в компании с Гребенщиковым, Шевчуком, Кинчевым, Бутусовым. Ей отнюдь не безразлично, «раскручиваются» ли ее песни и в каких студиях они записываются, но она решительно расстается с деятелями шоу-бизнеса (как в случае с компанией «Райс мьюзик»), если ее что-то не устраивает в их действиях. Показательно, что на интернет-сайте Арефьевой ее монограмма составлена таким образом, что в ней просвечивается фамилия легендарной Жанны д’Арк…

21 сентября, ЦДХ, ул. Крымский Вал, 10. Т. 795-17-55