6 февраля — день рождения Боба Марли, ямайской звезды музыки «рэгги». Солнечный рэгги — образец популярного музыкального стиля, которому присуща определенная философия и конкретное религиозное содержание. Это самый яркий пример. Вообще же в популярную музыку просачиваются и другие религиозные идеи.

Рэгги

В конце 60-х жителей острова Ямайка, как и почти всех остальных народов Земли, охватила рок-мания. Ямайцы стали играть этот самый рок в своем преломлении, с акцентом на слабую долю — так называемая «пружинка». Так сложились стили ска, даб и рэгги. Оригинальность их была не только в ритме и мелодии, но и в том, что многие песни несли идеи растафарианства — специфической религии жителей острова. С мировым успехом хитов Боба Марли растафарианство распространилось по всему свету.


Госпел

Собственно, gospel по-английски означает Благую весть, Евангелие. Госпел — это песни, которые поются в церкви. Никакого отношения к поп-музыке они не имели, пока Рэй Чарлз не догадался соединить ангельские распевы госпел с упругой ритм-секцией «мирского» ритм-энд-блюза. За что многими был тут же проклят. Впрочем, новый стиль, который назвали soul (душа), тоже быстро наполнился христианскими ценностями. Про соул-диву Арету Франклин говорили, что она сделала спасение (души) сексуальным, а сексуальность — спасительной. Идею спасения нетривиально пропагандирует один из самых известных соул-номеров всех времен и народов — “People Get Ready” Кертиса Мейфилда.


Каввали

В незапамятные времена музыку «каввали» придумали для продвижения ислама. Точнее — ислама суфийского толка. Каввали прекрасен — ломаные ритмы, виртуозные вокалисты, длительные импровизации — невозможно поверить в то, что этой музыке сотни лет. В  поп- и рок-контекст каввали вписал суперпопулярный певец из Пакистана Нусрат Фатэ Али Хан. Не гнушавшийся, между прочим, выступать с вполне мейнстримовыми западными музыкантами.


Джазовый авангард

Слова «авангардный» и «популярный» невозможно написать в одном абзаце, не закавычив, настолько это разные миры. Однако некоторым удавалось достичь коммерческого успеха и в этом трудном жанре. Таков нью-йоркский альт-саксофонист и композитор Джон Зорн, чья группа Masada стала настоящей культурной сенсацией. Музыка Masada — это потрясающая смесь фри-джаза для квартета, в духе Орнетта Коулмена, и... еврейской мелодики. Ничего особенно религиозного и иудейского Зорн массам не несет, но все в творчестве Masada проникнуто еврейской историей, культурой, и, следовательно — религией. От названия (страшная история о крепости, защитники которой покончили жизнь самоубийством, чтобы не сдаться римлянам) до дизайна альбомов, их названий (по буквам еврейского алфавита от «Алеф» до «Йод») и названий песен («танаим» — религиозные учителя; «шлошим» — траур, и т.п.). Альбомы, что примечательно, выходят на лейбле с иудаистским названием «Цадик» («праведник»). Кроме того, Зорном написано несколько саундтреков к документальным фильмам про  жизнь и религию евреев.


Христианский рок

Хотя рок-музыка поначалу ассоциировалась с чем угодно, от атеизма до откровенного сатанизма, но только не с «нормальными» религиозными течениями, в 70-80-е ситуация резко изменилась. Среди рокеров появилось (или обнаружилось) немало добрых христиан. Мало того — стали появляться всякие, по преимуществу маргинальные, жанры вроде «христианского рока» и даже «христианского металла». Некоторым, правда, удавалось стабильно сочинять настоящие хиты для любой аудитории. Так, Эми Грант, которую называют «королевой христианского рока», неоднократно номинировалась на «Грэмми»,  ее песни — в топах хит-парадов, у пластинок — платиновые тиражи.