Известия Hall, 9 ноября в 20:00

Мастодонты мировой танцевальной сцены Orbital везут к нам свежий альбом Wonky. Критики уже называют его символом нового виража электронной музыки. Так это или нет, мы проверим лично.


Фото: архив журнала

Два брата-акселерата Пол и Фил Хартнол вполне могут считаться если не Ленноном и Маккарт ни, то Саймоном и Гарфанкелом в мире виниловых вертушек и сэмплеров. Они начали в далеком 1988-м, когда в моду входил рейв и меломаны начинали смутно подозревать: планетарный музыкальный расклад отныне не будет прежним. Так оно и вышло: электронные ритмы, которые прежде были принадлежностью либо узкого круга авангардистов вроде Брайана Ино, либо королей диско а-ля Джорджио Мородер, заняли свое место на большой сцене, ощутимо (хотя и без лишних сантиментов) потеснив опусы заносчивых рокеров.

Братья Хартнол — ребята продвинутые: они четко понимали, куда склоняется музыкальный маятник. И, неплохо владея гитарами, фортепиано и даже барабанами, налегали все же на синтезаторы. В том же 1988-м ребята записали (на кассетный магнитофон своего папы) трек Chime — смесь рейва, примитивной электроники 70-х и пост-панка. Запись была несовершенной, даже нарочито грубой, но обладала такой звериной энергетикой, что ее купил и выпустил передовой лейбл Oh Zone Records. Братья, как говорится, проснулись знаменитыми и стали ковать железо, пока горячо. Никакого сахарина: жесткие и бьющие по мозгам риффы, специально расстроенные гитары, которые сэмплировались, перегруженные барабаны — и при этом цепляющие и красивые мелодии. Не сторонились ребята и чужих мелодий, и целых кусков из песен, которые вставляли в свои композиции. You Give Love A Bad Name от Bon Jovi, Heaven Is A Place On Earth от Белинды Карлайл, I Believe In A Thing Called Love от The Darkness — это далеко не все.

Британию, да и вообще мир, охватывала «орбитомания» — британское техно становилось моднейшим из стилей. Два молодых джентльмена в красных дизайнерских рубашках и в туфлях для гольфа откровенно безобразничали на сцене, и это нравилось буквально всем. Один из самых громких хитов тандема — The Box — вошел в британскую десятку. Тогда же, в начале 90-х, братья стали регулярно выступать на крупнейших фестивалях Великобритании вроде «Гластонберри» и «Сонар», сравнявшись таким образом с маститыми рокерами.

Если честно, дуэт уже тогда доказал, что энергии и драйва у них поболее, чем у иных парней с гитарами наперевес. А критики долго не могли отнести их к определенному стилю. Если парни просто крутят пластинки, то почему под них прыгают тысячи тусовщиков? А если они лабают настоящий рок, то где их гитары? Полу и Филу было все равно. Они всегда были впереди своего времени и умели стричь купоны славы. Что, впрочем, не уберегло их от распада в 2004-м.

К великой радости фэнов, два года назад они снова объединились. Как обычно, без сантиментов и признаний: мы снова работаем вместе, джентльмены, и не надо оваций. Этим летом родственная парочка разродилась первым за восемь лет студийником Wonky, словно намекая на порох в пороховницах и неистребимую мощь британского электронного фронта. Ретро? Может быть: музыкальная мода движется по спирали. Ну а работу Orbital на сцене мы оценим по всей строгости.