Спортивный комплекс «Олимпийский», 10-11 февраля в 19.00

Их любят светские дамы и интеллектуалы, подростки и пенсионеры. Их ненавидят металлисты и знатоки немецкой филологии. Где кроются истоки популярности Rammstein? Они вновь приезжают в Москву, и мы сможем убедиться: истина где-то рядом.


Германия прочно удерживает третье место среди могущественных музыкальных держав, уступая лишь Англии и Америке. Немцы славятся своими хеви-металом и синти-попом, авангардными изысками и музыкально-компьютерными экспериментами, романтическим евродэнсом и классическим диско. У них есть свои легенды и мэтры, великие группы распадаются, к печали поклонников, и сходятся вновь. Так вот и воссоединение восьмидесятников Alphaville стало сенсацией. И все бы хорошо, если бы один бойкий журналист не спросил фронтмена Мариана Голда: «Нет ли желания спеть с Rammstein?» Мэтр застонал как от зубной боли: «Майн готт! Да что же вы все к ним прицепились? Что у нас — других музыкантов нет? Это же не группа, это настоящий позор Германии!»

Отношение к Тилю Линдеманну и компании на родине, мягко сказать, непростое. Концертов практически нет, клипы в большинстве своем к ротации запрещены. Публично признаваться в любви к секстету — примерно то же самое, что прилюдно назвать себя порноактером или биографом Геббельса. А вот в дальних странах недругов у Rammstein гораздо меньше. Достаточно сказать, что их альбом Liebe Ist Für Alle Da больше года лидировал в хит-парадах Великобритании и Австралии. Неслыханное дело для команды, поющей не по-английски! А Япония? А Южная Корея? А Бразилия с Аргентиной? Про популярность команды в России и говорить не приходится. Давайте по-честному — кто из западных звезд может сравниться с ними по степени давки у касс «Олимпийского»? Следующего концерта начинают ждать еще до окончания предыдущего! Не верите — почитайте записи в блогах, которые появились ночью после заключительного акта в «Олимпийском» в начале прошлой весны.

Возможно, все дело в том, что великолепная шестерка до невозможности утрирует черты нации Шиллера и унтерфельд — фебеля Шикльгрубера, создавая не то анекдотический, не то классический образ немца. Увы, представители этого народа так наследили в мировой истории, что несмотря на все старания, о Шиллере при слове «Германия» не всякий думает в первую очередь. Линдеманн со товарищи это прекрасно понимают.

Название группы — от военной базы, где в 88-м на авиашоу погибло 70 человек и больше 300 получили ранения. Страшно? Ничего, то ли еще будет! Надо поработать над имиджем. Прическа а-ля сто дней до дембеля, горы татуированных мышц и никаких дурацких улыбок — чем не герои «Олимпии» Лени Рифеншталь? Немалую роль сыграет саунд — стальной тембр гитар, шуршание органа и нордические ритмы. И суровый каркающий язык песен, казалось бы, состоящий из одних военных команд. Вот уже второе десятилетие Rammstein специально поддерживает этот обидный для Германии миф. И успех этой манеры поведения феноменален.

Примечательно, что все участники группы — осси, то есть выходцы из Восточной Германии. Не потому ли у них такое специфическое чувство юмора и вольное отношение к традиционным немецким ценностям? А может, мускулистые парни из Шверина изначально понимали, что обычным способом конкурировать с заносчивыми металлюгами вроде Scorpions и Helloween бесполезно, так что надо идти другим путем. Есть мнение, что тяжелый стиль группы — доведенная до абсурда манера гэдээровских ВИА вроде Puhdis или Wir, и ничего общего не имеет с металлом и хард-роком вообще. Наверное, поэтому их недолюбливают поклонники тяжелого проката, зато тургеневские девушки и интеллектуалы-очкарики просто боготворят. Кстати, при всей брутальности и скандальности творений Rammstein, в текстах практически нет инвективной лексики, а даже самые жуткие словесные картины написаны безупречным языком, да и чувства стиля музыканты не теряют никогда.

Новое зажигательное шоу группы носит говорящее название Made In Germany. Чтобы те, кто еще сомневается, все поняли окончательно. Здесь больше от цирка, чем от обычного рок-концерта — но цирк этот скорее для взрослых. Музыканты не просто выходят на сцену, а прорубают тряпичный занавес отбойными молотками. А герр Линдеманн кромсает его высекающими огненные искры ножницами, появляясь в наряде работника сталелитейного завода, однако по ходу выступления освобождается от одежды. От лишнего текстиля по ходу дела избавляются и остальные члены секстета. Причем Тиль делает это с порывистостью Павки Корчагина на строительстве узкоколейки. Сопровождается все сплошным потоком изобретательных интермедий. Так, вошедший в образ психопата-забияки клавишник Лоренц укладывается в ванну и заливается будто бы расплавленным металлом из бидона. Кроме того, под звуки скандальной песенки Pussy тот же Лоренц отправляется в плавание по «человеческому морю» в надувной лодке.

А еще самодвижущиеся орган и барабаны, басист на роликах, адская пластика гитариста, арт-обстрел из огромной старинной пушки... Сердце какой женщины не растает от такого напора! Скромностью рок-немцы не страдают. «Кто терпеливо ждет — тому воздается сторицей. Теперь ожиданию пришел конец, слушайте легенду...» — так возвещает Тиль в самом начале шоу. И ему плевать, если при этом охают все немецкие тетушки от Гамбурга до Кельна. У нас ханжеству давно нет места, и слова «позор» для немецких мэтров не найдется. Только великолепие.