прерывает творческое молчание ради концерта в Москве. В зале им. П.И. Чайковского прозвучат песни, сделавшие «чешского соловья» главной поп-звездой по эту сторону «железного занавеса».


Чехословакия не особенно славна своими вокальными традициями. И потому появление певца такого масштаба, как Карел Готт, было национальной сенсацией. Когда скромный электромонтер из Пльзени начинал петь в самодеятельности, он и представить не мог, какая популярность ждет его в будущем. Местные эстрадные деятели заметили сладкоголосого любителя и буквально потащили его в студию. Записи Готта начала 60-х были первыми поп-шлягерами на чешском. Они активно крутились на местных радиостанциях, а молодого певца, обладавшего абсолютно голливудской, хотя и несколько приторной красотой, узнавали на улицах и просили автографы.

Мало кто знает, что будучи самородком без музыкального диплома Карел постоянно шлифовал свое мастерство. В 1962-м он поступил в труппу известного пражского театра «Семафор», где пел в каждом спектакле, а потом умудрился поехать на стажировку в Лас-Вегас. Случай для артиста из соцлагеря уникальный, но Готт привык быть не как все. В родную Чехию он вернулся профессионалом мирового уровня.

Со второй половины 60-х Готт был главной поп-звездой соцлагеря. У нас его узнали по песням из фильмов «Лимонадный Джо», «Три орешка для Золушки» и, конечно, «Мученики любви». Советские слушатели, вернее слушательницы, сходили с ума от голосистого красавца и буквально дрались за его пластинки, выпускавшиеся ограниченным тиражом на «Мелодии». А когда Готт впервые приехал к нам с концертами, ажиотаж был такой, что позавидовали бы и «Битлз». И это при том, что официально в СССР его не жаловали. Любовь, любовь и снова любовь — а где же песни о руководящей роли партии и строителях коммунизма?

Готт всегда был фигурой неоднозначной. Во время драматичных событий 1968-го он поддержал ввод советских войск в Прагу, за что потом его клеймили коммунистом. А три года спустя, приехав на гастроли в ФРГ, «коммунист» решил не возвращаться на родину. Переменить решение его заставила лишь личная просьба тогдашнего генсека Густава Гусака. Карел всегда трепетно относился к своим детям (которых у него на сегодняшний день четверо), но женщин менял, как перчатки. Был искренне влюблен в музыку, но при этом неплохо считал деньги — он один из богатейших людей Чехии, общее число проданных им пластинок приближается к 100 миллионам.

В конце 80-х Готту стали наступать на пятки — молодые артисты считали его романтическую манеру анахронизмом, да и политические взгляды певца и его связи с компартией оказались непопулярны. Мученик любви стал чуть ли не символом тоталитарного режима, о котором все хотели поскорее забыть. В 1990-м Карел заявил, что прекращает музыкальную деятельность. Но скоро выяснилось, что образовавшуюся нишу нечем заполнить — фигуры, равной ему по масштабу, в Чехии просто не было. В 1995-м Карел Готт триумфально вернулся: его признали «лучшим артистом года», и все понеслось по новой — гастроли, записи, съемки... В 2007-м он победил в национальном конкурсе «Золотой соловей» (в тридцать третий раз!) — и снова решил уйти со сцены. Смилостивился над поклонниками 72-летний мэтр совсем недавно — после того, как снялся в документальном фильме о себе любимом «Жизнь меняет тебя» и записал в студии сразу двенадцать новых песен.

Те, кто слушал Lady Carneval и Kdy jsem jа byl tenkrа t kluk почти полвека назад, на уникальный ностальгический концерт, видимо, придут уже с детьми и внуками. И ни в коем случае не останутся без слез на глазах.

Концертный зал им. П.И. Чайковского, 12 июня в 19.00