Роман Суслов и его «Вежливый отказ» отказались от обеда молчания и дают первый «электрический» концерт в этом году. Он может стать и последним.


Если правильно употреблять эпитет «культовый», то это, безусловно, про «Вежливый отказ». Большие и маленькие концерты, ни один из которых не был похож на предыдущий, и все — до обидного редкие. Бессменный фронтмен Роман продолжает свое сельское затворничество (разводит лошадей!), и увидеть группу живьем чрезвычайно сложно. Когда они начинали в середине 80-х, никто даже не пытался причислить молодых амбициозных музыкантов к какому-либо стилю: псевдоклассические романсы в духе балансирующего на грани пристойности инфернального кабаре — нравится? Их утонченная полифония и ироничная клоунада выглядели как форменное издевательство над кондовым андеграундным роком тех лет, с его тремя аккордами, не настроенными гитарами и угрюмыми вокалистами в китайских косухах. Странное дело — чем глубже музыканты уходили в подполье и туже закручивали спираль звукоизвлечения, одновременно воспаряя в заоблачные стилистические палестины, тем больше их обожал узкий круг избранных. А потом для этого круга настало время плача и скрежета зубовного — Суслов официально объявил о распаде «Отказа». И действительно замолчал на долгие годы. Но все оказалось не так печально: в 2010-м группа неожиданно выпустила студийный альбом «Гуси-лебеди». Первый за восемь лет отшельничества и один из лучших из всего, что было сделано музыкантами. Королевская щедрость окученных жанров — от минимализма и футуристической классики до авангардной босановы и революционных маршей. Главный герой альбома — поэт, волею судеб оказавшийся посреди театра боевых действий. А самая милитаристская песня, уже покорившая публику (любительской записью концерта-презентации в ЦДХ забиты блоги), — «Мы победим». Гибрид польки и гопака, с пронзительной трубой и трактирным прихлопом, плюс трансцендентальный, но звучный текст и, разумеется, все та же любимая порхающая виртуозность исполнения, прекрасно передаваемая и в живых акциях. Военно-полевая оратория Романа Суслова и на этот раз готовит массу приятных сюрпризов. И ложку дегтя: зная частоту появления «Отказа» перед публикой, пропустивший концерт в «Гоголе» может остаться без этой музыки до конца года.

Гоголь, 15 апреля