В Crocus City Hall выступит группа Jethro Tull во главе со своим лидером — харизматичным Иэном Андерсоном. Нестареющий рок-менестрель с флейтой в руках отправит московских меломанов в прошлое.


Иэн Андерсон

Джетро Талл — это имя английского ученого-самоучки, жившего в XVIII веке. И хотя дни свои он окончил в сумасшедшем доме, успел-таки изобрести массу полезных вещей вроде портативной механической сеялки. Перебравшийся в Лондон из провинциального Блэкпула Иэн Андерсон азы музыкальной науки тоже постигал самостоятельно. Возможно, поэтому его манеру игры на гитаре и извлекаемые из флейты-пикколо звуки не перепутаешь ни с чьими. Подобно безумцу, давшему группе название, честолюбивый юноша хотел, во-первых, сеять разумное, доброе и так далее, а во-вторых, изобрести собственный музыкальный стиль, оригинальный, но интересный окружающим. Обе задачи были выполнены: вот уже больше сорока лет его команда справедливо входит в первый эшелон планетарного арт-рока и не собирается слезать с пьедестала, благополучно пережив взлеты, падения и даже известие, что «рок умер». Подобно средневековому алхимику, Андерсон, который был и остается музыкальным диктатором команды, смешивает самые странные звуковые компоненты и безжалостно препарирует стили, получая в результате непредсказуемый, но превосходный результат.

Жанровая основа Jethro Tull — английская народная музыка, только усложненная и подвергшаяся изобретательному апгрейду, плюс внушительные инъекции джаза, почти хардовые партии гитар и барабанов и использование старинных инструментов типа кельтской арфы. И, разумеется, до безобразия концептуальное построение композиций, вплоть до создания многослойных сюит, когда одна песня занимает всю пластинку, — как Thick As A Brick, к примеру. А еще сценические костюмы а-ля придворный менестрель и неожиданная ирония, сквозящая в самых драматических припевах. Как это ни странно, при таком жутковатом наборе, вроде бы рассчитанном на увлекающихся Блейком и Перселлом студентов-гуманитариев, в лучшие свои годы команда была куда популярнее считавшихся у нас суперстарами Nazareth и Slade, а меланхолическая Bungle In The Jungle в 1974-м и вовсе попала в Топ 10 по обе стороны Атлантики.

Неутомимый и плодовитый Андерсон всегда был далек и от норм эстрадного хитмейкерства, и от устоявшихся законов рок-н-ролла. Он невозмутимо исполнял соло на мандолине, когда вся Англия начесала панковский ирокез и проткнула себя булавками. Неистово молотил в шаманский бубен, когда Европа дергалась под механические ритмы синти-попа. Сочинял мадригалы и танцевал на сцене джигу, когда музыкальный мир окунулся в угар гранжа. Да и сегодня, когда планета помешалась на хип-хопе, мужественно несет бремя белого человека, упорно доказывая, что у европейцев не меньше причин гордиться своими музыкальными корнями. Несмотря на возраст (мэтру хорошо за шестьдесят), он все так же харизматичен. А играя на флейте, так же, как и в годы юности, стоит на одной ноге в характерной позе, пришедшей к нам из эпохи, когда друиды совмещали должность королевского знахаря с ритуаль- ным музицированием. Из золотого состава Jethro Tull Андерсон остался один, но пока он дует в свою флейту, дух группы жив. И хотя одна из лучших песен Jethro Tull называется Living In The Past — «Живя в прошлом», — на московском концерте Андерсон обещает кроме всеобъемлющей ретроспективы показать кое-что с нового, готовящегося к выходу этим летом этно-альбома, название которого держится пока в тайне.

Crocus City Hall, 13 апреля в 20.00