В Москве выступит Зубин Мета – всемирно известный индийский дирижер, один из последних титанов ХХ века. На его концертах еще можно вспомнить, что человек за пультом – это могущественный творец, управляющий стихией звуков.


Когда дирижирует Зубин Мета – возникает иллюзия полного торжества классической музыки. Он выходит за пульт – и публика уверена, что сейчас прозвучит самое главное на свете. Причем оркестранты излучают гордость за свое участие в событии.

Мета родился в Бомбее, а учился в Вене, вместе с такими же ныне могиканами Даниэлем Баренбоймом и Клаудио Аббадо; долгие годы живет в США.

Так как в России отродясь путают индийцев, индейцев и индусов, нелишне разъяснить, что Мета сохраняет индийское подданство. Он по рождению принадлежит к аристократической закрытой касте парсов, исповедующих зороастризм. Это дохристианская религия огнепоклонников, передающаяся исключительно по наследству (второй знаменитый парс – Фредди Меркьюри). Три первых нравственных правила парсов – великодушие, честность, благодарность; а среди грехов – безделье, высокомерие, сон из лености и нарушение обещаний.

Зубин Мета по рождению принадлежит к аристократической закрытой касте парсов, исповедующих зороастризм. Это дохристианская религия огнепоклонников, передающаяся исключительно по наследству. Кстати, второй знаменитый парс – Фредди Меркьюри.

По наследству Мета стал и музыкантом, первые уроки получив от отца, скрипача Мели Меты. А тот был учеником Ивана Галамяна, представителя русской исполнительской школы. Может, этот русский след располагает Зубина Мету к нам (хотя, кажется, каждая страна приписывает себе его симпатии). Он был знаком с Евгением Мравинским: величайший советский дирижер удостоил молодого индийца пристального внимания. Близко дружил с дирижером Кириллом Кондрашиным. Обожал Ростроповича – откликался на его приглашения, давал мастерклассы в Центре Вишневской. Выступал и в Баку, родном городе Ростроповича. Молился там в местном храме огнепоклонников, сохранившем санскритские надписи: адепты Заратуштры чтят эти места, где из-под земли вырываются язычки пламени.

Финал нынешнего Второго фестиваля Ростроповича обещает быть роскошным. Мета не раз выступал в Москве с Израильским оркестром, руководителем которого он, арий по рождению, избран пожизненно (арии – благородная раса, в древности пришедшая в Индию из Ирана). С оркестром «Флорентийский музыкальный май» (Мета работает с ним уже больше четверти века) приезжает тоже второй раз.

Два его концерта в КЗЧ встряхнут обнищавшую на гастролеров Москву. 4 апреля Третий концерт Бетховена с ним сыграет неутомимый Денис Мацуев. Денис впервые выступил с Метой в конце 2010 года во Флоренции, и вот сотрудничество получило счастливое продолжение.

На следующий вечер, на торжественном закрытии фестиваля, подарив публике сначала букет вердиевских оперных увертюр, Зубин Мета исполнит Первую симфонию Малера. Как приверженцу венской школы, эта музыка ему очень удается: и простодушное прославление природы, и народные австрийские танцы, и саркастическая картина похорон охотника якобы несчастными зверьми, и пафосный прорыв от отчаяния к счастью, от которого слушатель впадает в экстаз. Как для зороастрийцев главное – не само здание храма, а храмовые огни, так и для Меты важна не заполненность партера истеблишментом, а то, насколько ему удастся вызвать дух Малера. По Заратуштре, он несет за это личную ответственность души.

Чтобы не заплутать окончательно в эзотерических дебрях, добавим, что именно Мета дирижировал знаменитым «попсовым» концертом трех теноров. Концерт был приурочен к финалу чемпионата мира по футболу в 1990-м и перевернул все представления об академической музыке. Что человек он светский, по-миллионерски элегантный. Что женат на эффектной теледиве, которая не подпускает к нему ближе, чем на пушечный выстрел. И что в этом году был отмечен персональной звездой на голливудской Аллее славы.

Концертный зал им. П.И. Чайковского, 4 апреля в 19:00 и 5 апреля в 19:00