В Доме музыки дает концерт Дживан Гаспарян — одна из самых ярких звезд мировой этномузыки.


Когда человечество все быстрее неслось к концу ХХ века, пробуя без разбору новые формы, новые звуки, его вдруг будто охолонило. Весь мир заворожила древнейшая армянская дудочка из абрикосового дерева — дудук.

В 1988 году британский искатель новых тембров Брайан Ино, услышав этот мистический звук, пригласил 60-летнего дудукиста Дживана Гаспаряна выступить в Лондоне. Там был записан и первый альбом древних армянских баллад I Will Not Be Sad In This World («Я не буду грустить в этом мире»). Ино растаял совершенно: «Это одна из самых красивых и одухотворенных записей, которые я когда-либо слышал!»

А исследователь этнической музыки Питер Гэбриэл не раз украсил дживановским дудуком свои крупные проекты в пику усредненной эстраде.

«Когда я играю, я закрываю глаза — и будто плыву где-то, не знаю где», — в смешном отчаянии признается Дживан, когда его терзают вопросами: ну как, как у вас это получается?

Словно живой свидетель событий, дудук звучал в фильме «Последнее искушение Христа». Но главную славу обрел саундтрек к «Гладиатору», в основу которого легла старинная армянская баллада. Скромнейший человек, Дживан с юмором рассказывает: «Они меня как пригласили? «Вот, композитор музыку сочинил. Сыграете?» Я им: «Да вы что?! Глядите — у меня тут всего восемь дырочек и еще три ноты!..» Стали мне фильм показывать, я смотрел и импровизировал. Утвердили моих 45 минут». В 2001 году эта музыка получила «Золотой глобус».

С тех пор жизнь Дживана будто распалась на две половины. В первой — сказка о советском детдомовцесамоучке из армянской деревни Солаг, которому в 1947 году после Всесоюзного смотра в Большом театре вручили часы «Победа» от самого Сталина. Дживан играл тогда мелодию Саят-Нова «Ашхарумс ах чим кашил» («Я в жизни вздоха не издал»). Во второй — выступления с великими музыкантами, включая «Кронос-квартет», Венский филармонический оркестр и крутейших авангардистов, для которых, по определению, нет авторитетов. Теперь все хотят учиться у Дживана. А он, профессор Ереванской консерватории, своим лучшим учеником считает внука, живущего в Америке. С некоторых пор они играют вместе. Дживан-внук выйдет и на сцену Дома музыки.

«Конечно, я сам его учил. Ему лет десять было, когда мы начали заниматься, и прогульщик он был порядочный! Но зовут-то его — Дживан Гаспарян, куда ж с таким именем денешься...»

На одной афише с Гаспарянами в Доме музыки — наши местные «Виртуозы Москвы». Какая бы ни была программа, кто-то придет на этот знаменитый оркестр с броским названием. Но откроет для себя наконец и кое-что другое.

Ведь когда вступает дудук великого Дживана Гаспаряна — музыканты консерваторской выучки замирают (вглядитесь в их лица), слушая абсолютный звук абрикосовой дудочки, спокойный и печальный, и, наверное, всякий раз дивятся, какая беспримесная чистота, какие глубины эмоций доступны простому народному инструменту в руках музыкального гения. Не всякая скрипка Страдивари выдержит конкуренцию.