Известный музыкальный критик начинает цикл лекций о современной музыке. если вам интересно, кто изобрел рок-н-ролл, как справиться с пиратами, и кто главнее — Beatles или , рекомендуем не пропускать.


Зачем вам вообще эти лекции? Думаете, людям сейчас интересно всерьез изучать музыку?
Дело в том, что я очень хороший лектор. Чтение лекций мне доставляет удовольствие, в отличие от некоторых других занятий, которые может и лучше, и моднее, но они мне не нужны. Скажем, я считаю, что я неплохой диджей. И если бы сейчас этим занимался, то был бы лучшим в Москве с точки зрения репертуара. Но «диджеить» я не люблю — и делаю это либо по просьбам приятелей, либо за очень большие деньги. Без кайфа. А вот болтать лекции мне нравится. Что касается людей, тут вообще история забавная. Девушка Таня, которая все организовала, сказала, что сейчас вдруг стало модным просвещаться. Люди раньше думали, что им достаточно напялить на себя Праду — и у них в жизни все схвачено. А теперь, значит, получается, что и Прады им уже мало, и Дольче—Габбаны недостаточно. А нужно еще разговор поддержать и не выглядеть полными дураками. Поэтому наши примодненные и обеспеченные люди потянулись к знаниям.

То есть вы рассчитываете только на модную публику?
Вовсе нет. Я рассчитываю на всякую публику. Музыку слушают все. При этом мало кто себе представляет, как эта музыка упорядочивается в стили. У всех в головах все смешано, как мусор в помойном ведре. Я в данном случае занимаюсь тем, что раскладываю по полочкам, устанавливаю логические связи и провожу историческую перспективу. Мои лекции полезны.

У вас своя версия истории музыки, или все традиционно? Ну, по-прежнему король?
Дело в том, что нигде в мире — ни у нас, ни на Западе — никаких канонических версий истории популярной музыки не существует. И нет серьезных исследователей этой истории. Потому что тема несерьезная. Многие вещи, которые я рассказываю, — это мое ноу-хау. Но назвать это «своей» историей музыки я бы не осмелился. Слишком много очевидных моментов. Я не называю Beatles дерьмом и не говорю, как некоторые, что главными гениями современной музыки были немцы Kraftwerk или группа The Velvet Underground. Элвис и Beatles занимают у меня те места в иконостасе, которые и должны занимать. Единственные, кому я не отдаю должное, это современные звезды. Я искренне считаю, что качество поп-музыки за последние два десятилетия просело неимоверно. Поэтому если вы любите , или , моими лекциями будете обескуражены.

Ну, что касается Леди Гага, то тут уже, по-моему, ничто и никого обескуражить не может.
Понимаете, в чем дело. Уже лет пятнадцать поп-музыка делается по определенному рецепту. Имеется Карабас-продюсер. И имеются подчиняющиеся ему бессловесные и несчастные артисты. А на самом деле фигура продюсера — крайне вредный и разрушающий музыку концепт. Артист превыше всего, а все менеджеры, продюсеры, импресарио и завхозы — всего лишь обслуживающий персонал. Думаете, почему вся мировая музыкальная индустрия сейчас в глубочайшем кризисе? Потому что пираты и интернет все заполонили? Вовсе нет. Шоу-бизнесмены сами вырыли себе эту яму, плодя таких конвейерных артистов, как Леди Гага, Бритни Спирс и .

Кто из популярных артистов вас ненавидит больше всего? Вы ведь не скупитесь на эпитеты.
Мне до этого дела нет. Если на меня попсовики обижаются и злятся, я только рад. Чем этим людям хуже, тем музыке лучше. Единственная ссора, о которой я пожалел, была с , с которым мы, кстати, знакомы тысячу лет. Я как-то написал в «Московском комсомольце» про него язвительную статью и прошелся по его малому росту. Пошутил что-то насчет наполеоновских комплексов. На следующий день Олег позвонил и сказал: «Ты, Артем, музыкальный критик, поэтому и пиши о моей музыке, а не о моих физических данных». Он был абсолютно прав, я извинился и с тех пор не позволяю себе подобных высказываний. Хотя, конечно, иногда очень хочется пройтись по кому-нибудь типа Баскова, упоминая отвратные внешние данные. Я сдерживаюсь.

Есть что-то в современной музыке, что вас не раздражает?
Меня многое не раздражает. И многое мне нравится. Но эти артисты не имеют отношения к гостелеканалам и к позорным организациям типа «Муз-ТВ» или MTV. Таких артистов много. Это Ваня Алексеев, известный как . , которого даже в телевизор взяли, такой он миленький. Это группа «Барто», например, — моя любимая. А из совсем свежих интернет-звезд — очень понравился Вася Обломов. Хороших артистов много, но надо привыкнуть к мысли, что если вас интересует музыка, забудьте о телевизоре.

А где же тогда ее искать?
Исключительно в интернете. Это рецепт для всех. А для тех, кто живет в Москве или Питере, — в клубах.

Что для вас досуг?
В связи с тем, что у меня недавно родился новый ребеночек — девочка по имени Лидия, мой досуг сейчас младенческо-дачный. А вообще мы с женой Верочкой и со старшими детьми время проводим активно. Очень любим путешествовать. В последние годы полюбили поездки по России: Удмуртия, Алтай, Приморский край, Вологда, Ярославль. Там очень красиво, и люди хорошие.

А как же бедность провинции?
Особо шокирующей бедности я там не видел. Знаете, это как в Индии. Там бедность, грязь и запустение невероятное, но при этом там очень веселые и, как говорят наши яппи, позитивные люди. В Сибири и на Севере люди примерно такие же, только не слишком голодные. Живущие в гармонии с собой. Мне там нравится гораздо больше, чем в Москве, где до фига всего, а люди — как стая агрессивных псов. Кстати, по этой причине мы уезжаем в этом году из Москвы навсегда. Будем жить под Звенигородом. А Москва непригодна для жизни. Это город для карьеристов, бизнесменов, бюрократов и бандитов.

Скоро очередное «Евровидение», а Россия так и не решила, кого слать. Кого по-вашему?
Самая очевидная кандидатура — певица . Мне странно, что ее до сих пор там не было. Это красивая и голосистая девушка. С отчетливым русским репертуаром. Она идеальна для «Евровидения». А вся эта история с англоязычными псевдоамериканцами, никто из которых английского не знает, — позор. Когда Билан выиграл «Евровидение», кто-то сказал, что это триумф русской культуры. Бред. Уж лучше бы удмуртские бабушки спели.