Оркестр Большого театра и дирижер Александр Лазарев с любопытным концертом в зале Чайковского.


Несколько раз в сезон оркестр главного музыкального театра выбирается из ямы в люди. Поводом к нынешнему антре стало грядущее 120-летие гениального Сергея Прокофьева, так что по столь достойному случаю оркестр подготовил соответствующую программу, подкрепленную еще и бонусом — исполнением Первой симфонии Сергея Рахманинова. Впрочем, Сергей-первый остается приоритетным по ряду причин. Главная — оркестр Большого имеет исторически сложившиеся отношения с балетом «Золушка», сюита из музыки которого означена в афише. Прокофьев, как известно, получил от русской истории по полной — обе революции, две войны, сталинскую «борьбу с формализмом». Откуда в его музыке брались тревожные темы и будоражащие ум конструкции, вполне понятно. Непонятно, откуда брались позитивизм и неистребимая вера в гармонию мира. Вот и упомянутая «Золушка» писалась в разгар Великой Отечественной, и оркестр Большого исполнял ее первым. На премьере в ноябре 1945 года в Большом театре под водительством легендарного балетного дирижера Юрия Файера он, по множеству свидетельств очевидцев, заставил зал рыдать и улыбаться.

Вторая причина выбора именно этой музыки — приоритет постоянного приглашенного дирижера Большого театра Александра Лазарева. В Большом маэстро руководил постановками прокофьевских «Игрока» и «Повести о настоящем человеке», дирижировал спектаклями «Обручение в монастыре» и «Иван Грозный», а позже записал все симфонии композитора. Именно потому, что маэстро долго и внимательно занимался Прокофьевым, он позволил себе прихотливую выборку из самых ярких фрагментов «Золушки», сделанную из трех авторских сюит — то есть селекция музыки будет двухступенчатой. Что Лазарев сочтет «самым ярким», составляет интригу, но в одном можно не сомневаться: вальс-шедевр с гулом часов, отчитывающих удары судьбы, будет непременно. Может быть, этот вальс и есть главный знак оптимистичной сказки, позволяющий помнить о неотвратимости судьбы и надежде на лучшее.