Певица из Тбилиси Нино Катамадзе закрывает сезон презентацией в Москве нового альбома Red. Накануне концерта «Ваш досуг» решил рассказать читателям о самых модных в Грузии музыкантах.


Казалось, этно-джаз-дива Нино совсем недавно презентовала свой релиз Blue в сопровождении оркестра «Новая классика». И вот – готовы новая пластинка Red и одноименная концертная программа. Катамадзе у нас обожают, да и как иначе? Ее вокал – чувственный и роскошный. Песни – мистические, хотя похожи временами на совершенно несерьезный сплав древнего языка и гиперсовременных ритмов, от фанка до ню-свинга. Уже больше десяти лет Нино – главный культурный экспорт своей страны. Приглашения на серьезные европейские фестивали следуют одно за другим: Вена, Эдинбург, Лондон, Бристоль, Питер... Собственно, благодаря ей грузинский этно-джаз и заявил о себе. «Я нигде так не волнуюсь, как в Москве, – признается Нино. – Здесь особые вибрации и аура. Идеальное место для любви».

Впрочем, уверенно чувствующая себя на столичной сцене певица – далеко не единственная из грузинских артистов, кого рады были бы видеть на любой концертной площадке.

Так кого же слушают сегодня в Грузии?

Группа «Небо СССР» (оцените название!) играет классический мощный рок-н-ролл с заметными элементами футуристической альтернативы. И, разумеется, с сильным грузинским акцентом в самом хорошем смысле. Их ритм-секция практически не имеет равных на территории постсоветского пространства, а едкие и хлесткие тексты действительно хочется назвать «поэзией». Послушайте их «Блюз солдата» и «Нанай, нанай», и вам многое про солнечную Грузию станет ясно.

Харизматичный Бакури Бурдули и его группа, несмотря на относительную молодость, могут считаться настоящими рок-старами. Они играют изящный и чувственный вариант брит-попа, но опять же с явными национальными вкраплениями и текстами на языке Шоты Руставели. Гастроли по Европе и Америке, теплый прием самой взыскательной публики – эта группа любима меломанами. Заслуженным мэтром считается и брат Бакури, Ладо Бурдули – один из самых продвинутых джазменов современной Грузии. Кроме того, Бакури официально называют старшим товарищем и отчасти учителем самых модных местных инди-команд Zumbaland, Smile и String.

Красавица и умница Нино Чхеидзе выбрала в качестве любимого стиля городской фольклор «калахури» – эдакий тбилисский вариант парижского шансона. Ее самый, возможно, пронзительный хит называется «Без тебя». А вот Энрико Джанелидзе можно сравнить с Джо Дассеном. Чтобы понять всю лирическую глубину его песен, послушайте обожаемого всей Грузией (и не только!) «Старого шарманщика».

Джаба Боджгуа и Саломе Долидзе также держатся корней. Они выдают народу фолк- рок высшей пробы, отчасти занимая на родине нишу, которую в Европе делят Эния и Ману Чао.

Еще один артист, без которого нельзя представить современную грузин скую поп-рок- сцену, – Дато Худжадзе, или просто Dato. Собственную манеру пения он описывает своеобразно: «Мне нравится, когда девушки улыбаются!» В 2006-м после победы на юбилейном фестивале «Славянский базар», где Dato получил Гран-при (сразил зрителей необыкновенным исполнением знаменитой украинской песни «Чернобривци»), он стал звездой СНГ. Сейчас генацвале Dato разрывается между Тбилиси и Европой, поет все больше по-английски, а его главный хит Sand Dream звучит повсюду: от Амстердама до Лиссабона. Бывает артист и в Москве: другой его хит – модерновый реггей-вариант вечнозеленой «Чито-Гврито» из «Мимино» – украшение любой модной вечеринки в столице. Так что следите за афишами – несмотря на интриги политиков, российская публика влюблена в Грузию и ее музыкантов.