В сентябре пройдет II фестиваль Российского Национального Оркестра. Его главным героем станет руководитель РНО Михаил Плетнев, вокруг которого сейчас разворачиваются совсем не музыкальные страсти.

Этим летом имя Михаила Плетнева появилось во всех таблоидах. Дирижер оказался замешан в сексуальном скандале в Таиланде. Его вина не доказана, дальнейшую судьбу будет решать тайский суд: Плетнев обязан являться на слушания каждые 12 дней. Но фестиваль РНО, обещает дирижер, состоится при любом раскладе.

Собственно, а что известно о Плетневе? Триумфальный победитель конкурса Чайковского. Блестящий пианист. Дерзкий молодой дирижер, рискнувший в голодные 90-е создать негосударственный оркестр. Сегодня РНО входит в двадцатку лучших оркестров мира. Это первый отечественный коллектив, с которым подписал контракт немецкий Deutsche Grammophon, — самое громкое имя в индустрии звукозаписи классики. И выпустил — ни много ни мало — все симфонии Бетховена, композитора, к которому немцы вообще иностранцев не подпускают.

А потом Плетнев решил закончить фортепианную карьеру — сразу и вдруг. Хотя уже были объявлены его выступления на нескольких фестивалях, в том числе и на самом престижном, в Зальцбурге. Этот странный шаг музыкант объяснил тем, что теперь он хочет сосредоточиться исключительно на оркестре. Тогда Плетнев сказал парадоксальную, но, в общем, правильную вещь: фортепиано — лишь ступенька на пути к дирижерскому подиуму. А он всегда хотел стать именно дирижером: в детстве рассаживал игрушки, моделировал для них бумажные инструменты и дирижировал «оркестром».

Путь из детской на лучшие сцены мира не бывает прямым. «Кривая» Плетнева была фортепианной. По этой линии он считается музыкальным прапраправнуком Бетховена: Плетнев учился у знаменитого педагога Евгения Тимакина. Тимакин — у Игумнова. Игумнов — у Зилоти, ученика Листа. Лист — у Карла Черни, а Черни — у Бетховена.

Вот Плетнев выходит на подиум. Аскет. Минимум движений, никакого позерства. Это заметно даже по выбору репертуара. Чайковского он играет крайне редко, при том, что это его конек, и в мире нет равных Плетневу по интерпретации Петра Ильича. Чаще в столице можно услышать, как Плетнев исполняет сочинения скандинавских, французских и не слишком раскрученных русских (Танеева, например) авторов.

В общем, до недавнего времени казалось, что все человеческое Плетневу чуждо. Эдакая устрица в панцире. Интервью не давал, а если приходилось, о себе говорил мало. Но под юбилей (три года назад музыканту исполнилось 50) Плетнев не только дал несколько интервью, но и позволил выпустить фильм о себе. Вот тут-то мы и узнали о самолетах — у него есть права, и он с удовольствием пилотирует самолет в Таиланде. О дайвинге — профессиональный дайвер. О бадминтоне. Про бадминтон консерваторские студенты знали и до того: дескать, видели, как он приходит в студенческий спортзал играть со своим профессором по истории музыки Людмилой Михайловной Кокоревой — рьяной спортсменкой и не менее рьяной поклонницей своего студента. Она даже написала о нем книгу.

Так что окончательное мнение о Плетневе как о выдающемся русском музыканте лучше всего составлять не по сводкам из таиландского суда, а увидев его выступления в сентябре. И не стоит забывать, что вокруг Чайковского в свое время тоже пылали страсти. Но это не мешает нам каждое 31 декабря наслаждаться его «Щелкунчиком» в главном театре страны.