Крестный отец панка и самый неистовый рок-провокатор планеты со своей группой The Stooges готовятся взорвать Москву.

Перефразируя Вольтера: если бы Игги не существовало, его следовало бы выдумать. 63-летний музыкант — феномен мировой культуры. За всю жизнь он ни разу не отказался от своих радикальных, хотя и сумбурных убеждений. И не изменил однажды выбранному стилю. Миллионы людей считают его своим кумиром, песни Игги сегодня актуальны, как сорок лет назад. При этом официальный шоу-бизнес не признавал его до обидного долго — лишь в этом году Поп был введен в Зал славы рок-н-ролла.

Музыкальную карьеру уроженец штата Мичиган Джеймс Джуэл Остенберг начал в 1963-м в команде The Iguanas. Именно этой группе он обязан своим вторым именем — Игги. Это было время формирования великих рок-н-ролльных стилей. Одним из них стал «гаражный рок», названный так из-за того, что у юных музыкантов, как правило, не было места для репетиций. И они бренчали в папиных гаражах. Стиль отличался грязным звуком (не на что было купить дорогую аппаратуру), простотой музыки (большинство адептов стиля зачастую не имели даже слуха) и «правдой-маткой» текстов (юношеский максимализм).

Игги был в рядах первых «гаражников» Детройта. По его при- знанию, на написание песен его вдохновлял рев моторов автомобильной столицы Америки. Создав новую команду, Игги заставил каждого из участников отбросить настоящую фамилию и взять вместо нее прозвище Stooge (марионетка). Так родилось название одной из величайших групп в истории рока.

Игги не устраивали выступления в маленьких клубах. Но он не собирался прогибаться под формат. В то время как популярная тогда сладкая музыка хиппи пропагандировала мир и любовь, агрессивный рок от Игги призывал к войне и саморазрушению.

Музыка The Stooges была революционной — мощнейший гитарный напор, бешеные ритм и вокал. Вернее, вопли на пределе человеческих возможностей. Особая статья — поведение Игги на сцене. Он метался, как очумелый, в обтягивающих джинсах, с голым торсом. К середине выступления одежды на нем не оставалось вовсе. Резал себя бритвой и заливал кровью танцующий партер. Плевался в публику и обзывал ее последними словами. Пел, встав на «мостик» или зажав микрофон между ног. Кстати, именно Игги изобрел знаменитый прыжок со сцены в толпу — стейдж-дайвинг (stage diving). Позднее его манеру выступления копировали все рок-радикалы: от Элиса Купера и Курта Кобейна до нашего Сергея Шнурова.

В середине 60-х у Игги начали появляться преданные фэны. Однако официальная критика называла The Stooges «позором Америки» и психами, которых нужно изолировать от общества.

Игги и его команда пришли слишком рано. Длинноволосые парни, поющие о цветах, были народу милее, чем покрытый шрамами безумец, орущий: «Я хочу стать твоей собакой!» В 1972-м группа распалась, отчасти из-за отвратительного менеджмента и слишком энергичного образа жизни. Игги впал в тяжелую депрессию, от которой спасался затворничеством и лошадиными дозами алкоголя. Несколько лет жизни, как Игги потом рассказывал, он просто не помнил.

Возвращение случилось в 1977-м. В чувство Игги привел сам Дэвид Боуи. По планете триумфально шествовал панк-рок, и Боуи объявил Студжа его «крестным отцом». Это во многом соответствовало действительности. Адепты нового стиля с радостью приняли Игги под свои знамена. Сам же он отнесся к подобному поклонению скептически, и даже принципиально поменял свой псевдоним на Поп. Боуи стал продюсером его альбома The Idiot, с которого началась сольная работа артиста по имени Игги Поп. Энергии у него не поубавилось, и среди молодых рок-бунтарей он выглядел самым ярким и неуправляемым.

Что было дальше, всем известно: Игги выпустил свыше двадцати альбомов, стабильно собирает стадионы поклонников, а на сцене ведет себя так же, как и раньше. Несмотря на морщины, это тот же поджарый паренек со взглядом волчонка, только «патлы» теперь седые. «Я влезаю в те джинсы, что носил в последнем классе школы», — говорит Игги без хвастовства, просто констатируя факт.

В 2006-м неожиданно для всех он реанимировал The Stooges. Был записан полноценный студийный альбом The Weirdness, а сингл Free & Freaky («Свободный и чокнутый») стал настоящим хитом у рок-нонконформистов. И даже более того — гимном тех, кто не желает подстраиваться под систему. Но в Москве от мистера Энерджайзера ждут I Wanna Be Your Dog и Down on the Street — шлягеров прямиком из 60-х, стейдж-дайвинга и громогласного f...k you. Три часа сырой первобытной энергии — рок жив.

5 августа, клуб Milk, начало в 21.00