В «Гараже» показывают инсталляцию с участием Леди Гаги. «Ваш досуг» выяснил, как скандальной поп-диве удалось стать иконой современности.

Модный итальянский художник Франческо Веццоли устроил в «Гараже» то ли будуар декадентки, то ли святилище поп-идола. Комната забита безголовыми манекенами в пачках от Миуччи Прада и стилизованными плакатами, среди героев которых сам Веццоли в гриме под Лилю Брик. Однако весь этот гламурный винегрет лишь фон для главного персонажа — Леди Гаги. Она в центре инсталляции — безостановочно поет, аккомпанируя себе на розовом рояле, на экране огромной плазмы. Поп-звезда, превратившаяся в объект искусства. А это, согласитесь, совсем иная категория, нежели просто певица с МТV.

Еще два года назад Леди Гага была лишь одной из многообещающих любительниц леопардовых стрингов. Теперь же она едва ли не самая влиятельная фигура современной культуры. Артист номер один согласно вердикту американского Time, вторая строчка в лидерском списке журнала Billboard и главное открытие года в рейтинге Forbes. Амбициозная итальянка использовала все известные массовой культуре уловки для того, чтобы добиться славы и почета.

О музыкальных достоинствах Гага-творчества рассуждать не принято: пишет ли она песни сама, глубока ли поэзия — кого это волнует? Шоу-бизнес уже давно не требует от музыканта быть музыкантом. Зато быть шоуменом или, точнее, шоувумен та, которая поет, просто обязана. Ведь музыка — это всего лишь треки для рингтонов, которые вряд ли кто закачает, если глянуть в YouTube не на что. А Леди Гагу сейчас не отрываясь разглядывает весь мир, судя по количеству просмотров ее последнего клипа Alejandro.

Популярность Леди Гаги базируется на трех безотказных слагаемых: скандал, перевоплощения, сексуальность. Все это уже давно отработано такими легендами сцены, как Дэвид Боуи или Мадонна. В отличие от Боуи, за медленным театром которого публика наблюдает лет 40, и метаморфозами Мадонны, продолжающимися два с лишним десятилетия, образ Гаги развивается куда стремительнее. Потребители поп-культуры уже не так терпеливы, как раньше, и внимание можно удержать, только работая в супер интенсивном режиме, где цикл «рождение — смерть образа» помещается в одном видеоролике.

Когда наблюдаешь за экстравагантными перевоплощениями певицы, вспоминается еще одна легендарная итальянка, умершая задолго до рождения Леди Гаги. Маркиза Луиза Казати родилась в конце XIX века в одной из богатейших семей Италии. Современники ее считали безумной: одной из первых остригла и покрасила волосы, сделала яркий мэйк-ап. Эскизы платьев для нее рисовали Матисс, Бакст, Пикассо. На создание футуристичных образов шли лампочки, металл, прозрачные ткани. В этих безумных костюмах она превращалась в инсталляцию, нередко уродливую и неженственную. После смерти маркизы осталось несколько сотен портретов.В этом желании запечатлеть себя какарт-объект так много сходства с Гагой, которую обшивают Гальяно и Вествуд, снимают Стивен Кляйн и Терри Ричардсон.

Леди Гагу часто сравнивают с Мадонной. Но даже идя по проторенной дорожке, Гага соглашается на крайние меры. В 80-е для того, чтобы о звезде заговорили, было достаточно комплекта бижутерии с религиозной символикой и нескольких фривольных поз, теперь дела обстоят иначе. В ход идет тяжелая артиллерия: сначала Гага убеждала поклонников в том, что она гермафродит. Потом решила украсить сцену шоу в Лас-Вегасе настоящими трупами, причем не только на словах, а подключив к проекту ученых и администрацию моргов. Устраивала пьяные дебоши: подралась с гомофобами в клубе, буянила в раздевалке бейсболистов. Так что слухи о безвременной кончине певицы, неизлечимых болезнях и прогулках голышом не более чем довесок.

Несмотря на то что очень многие считают Гагу откровенно уродливой, она стабильно занимает высокие позиции в рейтингах самых сексуальных звезд. Мало того, всячески подчеркивает свое несоответствие общепринятым канонам. С появлением Гаги миловидность и сексуальность уже не прямо пропорциональны. «Альтернативная» внешность, если не сказать уродство, претендует на то, чтобы стать новой сексуальностью.


«Поп-культура — отражение мечты»: на вернисаже в «Гараже» «Ваш досуг» поговорил с автором инсталляции Франческо Веццоли.  Беседовала: Татьяна Кудинкина

Почему для своего перформанса, выставленного в «Гараже», вы выбрали Леди Гагу?
Леди Гага — самая великая икона нашего времени, являющаяся объектом восторгов. Я считаю себя неореалистом и хочу отражать мир таким, какой он есть, со всеми его сумасшествиями. Я верю, что ее феномен не сиюминутен. С ней очень приятно работать, она проста в общении. Ей важна только ее публика. Как и мне.

Вы иронизируете над массовой культурой, но сами уже стали предметом массовой культуры. Получается, вы иронизируете над самим собой?
Да, всегда! Ирония над самим собой — это единственная возможность выжить в наше время.

Есть ли что-то серьезное в современной поп-культуре, или только видимость и сплошной гламур?
Вообще поп-культура — это очень серьезно. Это отражение мечты. Все, что не является поп-культурой, все равно существует согласно системе поп-культуры.

Как стать знаменитым художником?
Я не знаю. Я не знаменитый художник. Спросите Дэмиена Херста.


Фото: На этом постере «по мотивам Родченко» — одном из экспонатов инсталляции – художник изобразил сам себя.