В ближайший уикенд в Москву перенесется европейский фестиваль, предоставив свои площадки самым актуальным французским и русским музыкантам.

The Gablephoto

В эти выходные попасть на «Винзавод» будет непросто. Главную проходную перекроют, пускать будут через боковой вход со стороны Мрузовского переулка. Все это неспроста. На Transmusicales — крупнейший международный музыкальный фестиваль, который в этом году проходит в Москве в рамках «Года Франции в России», — приезжают самые модные группы из Европы.

Спецпроект «Год такой-то страны в России» проводили и раньше. Например, в 2009-м это была Болгария, в 2011-м запланирована Италия, еще через год — Испания («Смешно, если испанцы тоже привезут Пикассо», — шутит на эту тему Марат Гельман). Но именно французы первыми взялись за дело с немецкой тщательностью. Для «Года Франции в России» они организовали просто роскошную программу. Это и Пикассо в Пушкинском, и гастроли Балета Лионской оперы и Комеди Франсез, и еще множество по-настоящему крутых событий. Современную музыку представят концертом техногуру Лорана Гарнье на Красной площади (4 сентября) и фестивалем Transmusicales. Про последний массовая аудитория знает не так много, зато для музыкальных критиков этот фестиваль значит примерно то же, что для редакторов Vogue — Неделя моды в Париже. Самые свежие тенденции.


Matthew Herbert

Transmusicales вот уже 30 лет подряд каждый декабрь проводится в Ренне — небольшом городке во французской провинции Бретань. Когда-то этот городок мог похвастаться только сельским хозяйством и устрицами. Сегодня про Ренн знает весь музыкальный мир. И все благодаря международному смотру новой музыки Transmusicales.

Кстати, Transmusicales — это совсем не про транс. Название переводится как «Через музыку», ограничений по жанрам нет. А начиналось все вообще с панк-рока. 1977-й. Студент-медик Жан- Луи Броссар с друзьями собирает пару- тройку окрестных групп в местном театре. 1000 пришедших зрителей платят за вход по принципу «кому сколько не жалко». Организаторы не зарабатывают ни копейки. В 80-х стараниями Броссара фестиваль разрастается до уровня международного. В 90-х чуть ли не первые большие концерты здесь дают Nirvana, Бьорк в составе Sugarcubes, Ленни Кравиц и Chemical Brothers. В нулевых к толпе фанатов выходят Justice.


Missill

Сегодня Жан-Луи Броссар — французский аналог нашего Артемия Троицкого. В свои семьдесят — по-прежнему меломан и тусовщик, способный зажигать всю ночь, а наутро дать несколько десятков (!) интервью. Он по-прежнему у руля. Принцип отбора музыкантов для Transmusicales у Броссара такой: «Постоянно слушаю новую музыку — скупаю пластинки, хожу на фестивали, ищу в интернете. И если нахожу то, что мне нравится, звоню и говорю: «Привет, хочу, чтобы вы выступили на фестивале».

В отличие от большинства международных мероприятий такого масштаба у Transmusicales не бывает хедлайнеров. Здесь все — интересные новички, молодые таланты, пробующие себя в разных направлениях, отмеченные перстом великого Броссара. Кому- то повезет больше, кому-то меньше, но это все — потом, после первого Transmusicales. Российскую версию фестиваля все- таки решили обеспечить хедлайнерами. Ими стала тройка английских мастодонтов: молодой рэпер-гений Диззи Раскал, читающий хип-хоп с пулеметной быстро- той, композитор Мэтью Херберт, который затем направится в Барселону на Sonar, а после — на фестиваль в Гластонберри, и диджей Эрол Алкан — его давно ждут в Москве. Плюс — трубач-электронщик из Франции Эрик Трюффаз.


Push up

Лайн-ап формировали всем миром: Броссар с коллегами, представители Французского культурного центра, отдел пропаганды французской музыки при посольстве Франции и ребята из российского букингового агентства CASA, которые занимаются в Москве организацией фестиваля. Принципы отбора все те же — показать друг другу лучшее и свежее. Так, например, Москва хвастается «русской сенсацией» Евгением Пожарновым (The Proxy) и группой Pompeya. Франция — сюрреалистами Gable, способными извлекать звуки даже из куска пластика, рокерами Wankin’ Noodles и еще пятеркой имен, отметившихся на Transmusicales в прошлом/позапрошлом годах.

Лайн-ап составлен, площадка выбрана, все скрестили пальцы. Организовывать фестивальный процесс позвали команду из Франции, которая уже много лет обеспечивает Transmusicales славу самого идеального массового музыкального мероприятия в мире. Скорее всего, так оно выйдет и на «Винзаводе». Идеально.

29 и 30 мая, территория «Винзавод», начало в 16.00