23 марта в Консерватории выступит Анна Нетребко. Первая красавица мировой оперы впервые везет в Москву программу классического русского романса.
Анна Нетребко
Имя Анны Нетребко, кажется, уже неотделимо от эпитетов «божественная», «звездная», «несравненная». Любое ее выступление обречено на сумасшедший аншлаг. Вряд ли станет исключением и нынешняя камерная программа в Большом зале Консерватории. Хотя в обращении Анны к русской музыке есть определенная смелость.

Голосистая краснодарская красотка, приехав в Питер, настолько очаровала прославленного лидера Мариинского театра Валерия Гергиева, что он стремительно возвысил ее до положения международной звезды. Главной козырной картой певицы стал репертуар бельканто. Благо сам Гергиев, при всей своей любви к русской музыке, приверженец усредненно-западной манеры пения. Со временем Анна и вовсе перебазировалась в Вену: оттуда было удобнее путешествовать по европейским театрам. Ее коронными операми стали «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Севильский цирюльник», «Риголетто», «Богема». А самый громкий ее успех был связан с итальянской музыкой — «Травиатой» Верди, поставленной в Зальцбурге. Знаменитый немецкий режиссер Вилли Деккер дал публике шанс насладиться не только роскошным сопрано Анны, но и красотой ее тела, представив диву в интимных сценах, мягко скажем, без академической оперной скромности. Правда, уже тогда строгие ценители заметили, что вокал Нетребко стал «тяжелеть»…

Затем наступил период исканий в личной жизни. Поговаривали о романе с партнером по «Травиате», звездным мексиканским тенором Роландо Вильясоном, тем более что сама Анна в интервью загадочно говорила: ее избранник — латиноамериканский певец. В конце концов выяснилось, что выбор Нетребко пал на уругвайского баритона Эрвина Шротта. А в сентябре 2008 года у пары родился сын. Вернулась певица на сцену только в январе 2009-го, для чего Гергиев поменял планы Мариинки и срочно включил в график премьеру «Лючии ди Ламмермур». Правда, сам дирижировать не стал — уехал на гастроли, а спектакль поручил молодой канадской дирижерше Кери-Линн Уилсон, которая с недавних пор часто сотрудничает с Мариинским театром. Исполнение не вызвало серьезных технических нареканий, но и особым блеском не поразило. А сама Нетребко и ее голос определенно стали еще плотнее. Летом, махнув рукой на пропавшую талию, Анна отказалась от ставшей для нее знаковой «Травиаты» в нью-йоркской «Метрополитен-опера». Не стала пускаться в объяснения, только сказала журналистам, что не хочет устраивать соревнование со своим собственным DVD…

Впрочем, на сентябрьском концерте «Великие голоса в Кремле» эта новая плотность голоса Анне очень даже пригодилась. Когда в каватине Людмилы забарахлили микрофоны, певица поморщилась, потом решительным движением раскидала хрипящую нечисть и без всякой электроники покрыла могучим форте всю Соборную площадь.

Но сейчас в Консерватории ее вряд ли выручат децибелы: русский романс — искусство полутонов, а не плакатных мазков. Еще осенью Анна рассказывала, с каким успехом прошла летом в Зальцбурге премьера этой программы, в которой ей аккомпанировал известный западный эксперт по русской музыке Даниэль Баренбойм. Теперь мы услышим и увидим «почти» тот же исполнительский состав, что и публика Зальцбурга. Только в качестве пианиста выступит не сам Баренбойм, а его жена Елена Башкирова. К слову, дочь нашего знаменитого пианиста Дмитрия Башкирова. Насколько уютно будет «располневшему» голосу Нетребко в требующих музыкальной и душевной тонкости тихих шедеврах Чайковского и Рахманинова? Вопрос. Но на заполняемости зала это наверняка не отразится. Меломанам все равно интересно. А тем, кто знает Нетребко в основном по обложкам глянцевых журналов и рекламному клипу краски для волос Schwarzkopf, тоже любопытно посмотреть — что же это за дива, которой Владимир Путин не раз с явным удовольствием вручал высокие награды, а журнал Time включал в список 100 влиятельнейших людей мира.

Билеты: в кассах Консерватории остались билеты только в первые ряды партера стоимостью от 12000 до 25000 р. Более бюджетные билеты можно поискать на билетных сайтах в Интернете.

23 марта, 19.00, БЗК