4 марта Доме музыки состоится «Гершвин-гала» — концерт-посвящение гениальному мелодисту и музыкальному революционеру. Человеку, который ввел джаз в академические залы и написал прелестнейшие песни XX века.

Американцы считают Гершвина композитором №1. Для них он как Чайковский для России и Верди для Италии — выразитель национального духа. Неудивительно, что в Америке он практически фольклорный персонаж, герой легенд и анекдотов.

Русские корни
Легенда гласит, что родители Гершвина, уроженцы еврейского местечка под Могилевом, познакомились на пароходе в Америку. Якоб (настоящее имя Джорджа) был их вторым сыном, и самым своевольным. Сначала он оттеснил от пианино старшего брата. В 15 лет, поняв, что умение подбирать мелодии станет смыслом его жизни, бросил школу. В 21 написал музыку к своему первому бродвейскому шоу. В 26 — свой первый шедевр «Рапсодия в стиле блюз».

Под стук колес
Знаменитую «Рапсодию в стиле блюз» Гершвин, по легенде, сочинил, когда ехал на поезде в Бостон на премьеру одного из своих мюзиклов. Ритмичный стук колес, свист вырывавшегося из трубы пара, звяканье сцепки — все эти нестройные звуки постепенно складывались в голове Гершвина в музыкальную тему. Когда композитор доехал до Бостона, костяк рапсодии уже был готов. Если слушать «Рапсодию...» внимательно, в ней можно явственно услышать эту железнодорожную какофонию.

Многоразовые шлягеры
При всей своей плодовитости Гершвин порой использовал в разных своих мюзиклах одни и те же мелодии. Но, во-первых, тогда на Бродвее это не считалось предосудительным. А во-вторых, мелодии (взять хотя бы The Man I Love, They Can't Take That Away From Me, Let's Call the Whole Thing Off) были так хороши, что спеть их не отказался бы не один артист.

Уроки музыки
Несмотря на свой успех, Гершвин всю жизнь чувствовал себя самоучкой. Есть легенда, как он однажды позвонил Игорю Стравинскому и спросил, какой гонорар потребуется, чтобы тот дал Гершвину несколько уроков оркестровки. «А сколько вы зарабатываете в год?» — поинтересовался Стравинский. «Сто тысяч долларов», — ответил Гершвин. На другом конце провода повисла долгая пауза, а затем Стравинский сказал: «Так может, лучше вы будете давать мне уроки?»

Гений и купейная полка
Что-что, а скромность Гершвину была несвойственна. Пианист Оскар Левант вспоминал, что во время их многочисленных гастрольных поездок Гершвин всегда отвоевывал себе в поезде нижнюю, более удобную, полку купе. А на все возражения Леванта отвечал: «Есть талант, а есть гений». Однажды Левант в сердцах сказал ему: «Скажи, если бы ты мог начать жизнь заново, ты бы снова влюбился в себя без памяти?»

Танцевальная фигура
У Гершвина был один прелестный вальс, который он не продавал, а держал при себе для амурных надобностей. Когда композитор встречал очередную девушку, которую хотел охмурить, он говорил ей одну и ту же фразу: «Когда я смотрю на вас, в голове начинает звучать мелодия». Он вел красавицу к себе, играл ей тот самый вальс и говорил, прочувствованно глядя в глаза: «Я посвящу эту музыку вам».

Смерть на взлете
По легенде, сгубил Гершвина Голливуд. В 1937 году, на пике успеха, он становится обитателем Фабрики Звезд и по своей привычке немедленно влюбляется — в кинозвезду Полетт Годар. Однако она предпочла ему другую знаменитость, Чарли Чаплина, за которого и вышла замуж (впоследствии эта роковая женщина побывает еще и за писателем Ремарком). Гершвин всячески пытался отбить Полетт у законного мужа — безуспешно. В июне 1937-го он заболевает: хронические головные боли, провалы в памяти прямо во время концертов. Как полагают доктора, причина — пережитый стресс. Через месяц у него обнаруживают опухоль мозга, в Калифорнию прилетают лучшие онкологи, чтобы провести операцию. Но хирургическое вмешательство не помогает, и 11 июля 1937 года Гершвин умирает.

Великолепная пятерка
Пятерка главных произведений Гершвина, по мнению критиков, выглядит так: «Рапсодия в стиле блюз» (Rhapsody in Blue), «Американец в Париже» (American in Paris), «Концерт для фортепиано с оркестром» (Concerto in F), «Порги и Бесс» (Porgy & Bess), «Три прелюдии» (Three Preludes). Все эти сочинения, а также песни из мюзиклов Гершвина у музыкантов и сейчас нарасхват. Не так давно были изданы два сборника -- Glory Of Gershwin и Red, Hot + Rhapsody — где Гершвина поют Стинг, Питер Гэбриэл, Шинейд О’Коннор, Шер и другие поп-звезды.

Билеты: за билетами советуем обращаться непосредственно в кассы Дома музыки. В 1300 р. обойдутся места в амфитеатре, 4000 р. стоят билеты в первые ряды партера.

4 марта, 19.00, ММДМ