Вадим Репин дал первый концерт в 5 лет, выиграл конкурс Венявского в 11, а в 16 отправился на зарубежные гастроли. Им восхищались Менухин и Ростропович. Сейчас бывшему вундеркинду 30 лет, он на пике популярности. В его плотный график Москва попадает нечасто, и сольный концерт Репина – настоящее событие и для публики, и для самого музыканта. 14 октября Репин продемонстрирует свое виртуозное владение инструментом – сыграет «Дьявольские трели» Тартини, Дивертисмент Стравинского и Сонату для скрипки и фортепиано Штрауса. Партию фортепиано исполнит Борис Березовский. Это их первый совместный концерт в Москве.

– Где вы сейчас живете?

– В основном в самолетах, отелях, аэропортах. До недавнего времени мой дом, в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово, оставался в Новосибирске, у мамы. Все остальное – съемные квартиры, где я останавливался между очередными гастрольными поездками. В общей сложности я проводил в них не более месяца в году. Год назад я женился, и мы с супругой решили обосноваться в Женеве. Пока только устраиваемся, но, надеюсь, скоро у нас появится настоящий дом.

– Гражданином какого государства вы себя считаете?

– Когда мне было 17 лет, я выиграл Международный конкурс скрипачей имени Королевы Елизаветы в Бельгии. И на меня посыпались предложения выступать в разных странах мира. Тогда, впрочем, как, наверное, и сейчас, советским музыкантам-гастролерам было очень хлопотно и трудоемко оформлять документы на выезд. И я принял бельгийское гражданство. Но от российского никогда не отказывался и во всех интервью называю себя россиянином.

– Где вам приятнее всего выступать?

– Там, где меня ждут, где есть настоящие меломаны и люди, которые хотят приобщиться к классической музыке.

– Играя в России, испытываете ли какие-то особые чувства?

– Конечно, и прежде всего ответственность. Ведь меня здесь помнят совсем мальчишкой, который только учился играть по-настоящему, и каждый концерт сейчас – своего рода испытание. Но я люблю выступать на Родине. Практически каждый сезон стараюсь сыграть в Москве или Петербурге, где работаю с выдающимися дирижерами Юрием Темиркановым и Валерием Гергиевым. Почти каждый год бываю в Новосибирске и перед нынешним московским концертом тоже выступлю в этом городе. А два года назад агентство «Жар-птица» организовало мое турне по городам России – Казань, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Екатеринбург. Это была незабываемая поездка, удивительная, как возвращение в детство. Ко мне за кулисы приходили замечательные люди, помнившие мои юношеские концерты.

– Российская публика изменилась?

– Мне кажется, кардинально изменилась сама жизнь в России. А публика… По-моему, она осталась прежней – требовательной, но доброжелательной и отзывчивой, в общем, той нашей особой публикой, которая всегда посещала филармонические концерты.

– Как часто вы даете сольные концерты?

– Всего в год я даю около 120 концертов, процентов 40 из них – сольные. Это другая концентрация энергии и, если хотите, другая драматургия самого концерта. Но я очень люблю их играть, они дают ощущение силы и большей близости с залом. И у меня всегда были замечательные партнеры.

– Ваша жизнь распланирована на много лет вперед…

– Я уже привык. И потом график дисциплинирует, не дает расслабляться.

– К тридцати годам вы достигли того, что не удается многим музыкантам за всю жизнь. О чем вы мечтаете?

– Играть еще лучше, учить новые произведения, встречаться с интересными музыкантами. И снова играть.

– Кто для вас самый строгий судья?

– Не могу сказать, что я зависим от чьего-то мнения. Но всегда прислушиваюсь к советам коллег.

– Вы общались с великими музыкантами. Кто оказал влияние на вас?

– Мне действительно везло: я не просто встречался, а имел возможность поработать с прославленными маэстро. Назвать всех невозможно, потому что о каждом хотелось бы рассказать что-нибудь интересное. Но я не могу не вспомнить человека, которого уже нет среди нас. Это один из величайших скрипачей ХХ века – Иегуди Менухин. Я играл на его фестивале, выступал с его оркестром. Мастер был настолько добр ко мне, молодому скрипачу, что несколько раз давал мне уроки. Это не был урок в школьном понимании, это было наставничество в самом широком смысле слова. Некоторые новые произведения своего репертуара я сначала показывал ему. Менухин был моим первым слушателем, когда я решился сыграть самое сложное для скрипача произведение – Концерт Бетховена. Каждый раз, когда я играю его, я вспоминаю Менухина и его советы.

– Одаренным детям нелегко приходится во взрослой жизни. Вы испытали «обратную сторону» столь ранней и успешной карьеры?

– Практически нет. Я с детства очень много занимался, рано начал давать концерты. С тех пор почти ничего не изменилось: я по-прежнему много занимаюсь и концертирую.

– Расскажите о своем творческом союзе с Борисом Березовским.

– С Борей мы давно дружим и много играем с ним. Записали несколько компакт-дисков, в год даем 20–30 совместных концертов, объездили практически весь мир. А вот в России вместе выступим впервые.

– Друзья-музыканты хорошо понимают вас?

– Главное место общения музыкантов – концерты, гастроли, фестивали. Как правило, это теплые дружеские встречи. На сцене мы стараемся выступить сплоченной командой независимо от возраста, специальности, места жительства.

– Чем вы увлекаетесь, кроме музыки?

– Тем же, чем и все: люблю ходить в театр, кино, на теннисные матчи. И встречаться с друзьями – просто посидеть, пообщаться.

14 октября, Большой зал консерватории. 229-35-84