Иногда их называют сезонными ресторанами, и это почти правда. Зимой, когда теплоходы прекратят навигацию, а баржи вмерзнут в лед Москвы-реки, даже закоренелые романтики предпочтут поужинать в другом месте. Но это случится еще не скоро, сегодня плавучие рестораны находятся на пике своей популярности.

Старожил “водного общепита” - ресторан “Викинг”, пришвартованный напротив гостиницы “Рэдиссон-Славянская”. “Викинг” покачивается на волнах Москвы-реки уже достаточно времени, чтобы его успели посетить все столичные жители, не подверженные морской болезни. Однако последним, во всей видимости, это не надоедает – на борту скандинавской ладьи достаточно развлечений, чтобы каждый последующий визит отличался от предыдущего. Пройдя мимо деревянных истуканов Тора и Одина, можно отправиться в суши-бар с расписными потолками, в датское кафе с веселыми подсолнухами, в гриль-бар с волчьими шкурами и тяжелыми доспехами. Ближе к ночи в самом низу на первой палубе начинает работу дискотека “Cotton Club”. Наверху каждое лето открывается пивной ресторан, позволяя завсегдатаям вдоволь надышаться свежим воздухом и налюбоваться бороздящими речку трамвайчиками. Здесь предлагают заказывать кушанья недорогие и предельно понятные: куриные крылышки, купаты с квашеной капустой, свиную шейку и вареных раков. За трапезой более изысканной придется спускаться в гриль-бар, где готовят карпаччо из телячьей вырезки и гусиной печени, крем-суп с голубым сыром, перепелку, начиненную гусиной печенью, с пюре из чечевицы и соусом “порто” и баранью корейку с рататуем. В этой части “многокомнатного” “Викинга” придется оставить не меньше 30 у.е.

К плавучему казино “Александр Блок” москвичи привыкли ничуть не меньше, чем к деревянной ладье у Киевского вокзала. Учитывая специфику заведения, с маленькими детьми сюда, конечно, не отправишься, а вот отпраздновать с коллегами по работе День выдачи зарплаты можно. Велик, правда, риск, что она (зарплата) здесь целиком и останется – за салат “фризе” с морскими гребешками и заправкой на основе вермута гостям “блоковского” ресторана “Бриз” предстоит выложить 480 р., за уху из судака, карпа и стерляди – 325 р., за стейк из лосося с овощами и лимоном – 420 р. Если домой возвращаться уже не с чем, можно скоротать время до утра на танцполе ночного клуба “Спрут”. Утешением должно послужить то, что завтраки у “Александра Блока” дешевые: геркулесовая каша за 30 р., сосиски за 50 р., стакан кефира за 35 р. и т.д.

Поэты Серебряного века с их “ананасами в шампанском” стали для многих едва ли не акынами красивой жизни, однако в случае с теплоходом по имени “Валерий Брюсов” ухо нужно держать востро. Рядом с суши-баром, где делают очень неплохой ролл “Калифорния”, и рестораном с шурпой и лагманом по 100 р. и шашлыком из осетрины за 350 р., гостиничные номера с почасовой оплатой. Публика чопорная сюда не ходит, а вот влюбленные без личной ж/п “Брюсова” уважают. Морщиться не надо – влюбленные без ж/п тоже могут быть хорошими людьми.

Вплоть до 15 ноября собирается курсировать по Москве-реке прогулочный крейсер-ресторан “Аврора”. Слово “крейсер” в названии фигурирует неслучайно, корабль и в самом деле стилизован под ту самую “Аврору”, которая в начале прошлого века наделала много шума. Теперь “пошуметь” по известным расценкам может каждый: 300 у.е. за час, 280 у.е. - больше 3 часов и 250 у.е. - больше 10 часов. Рассчитавшись таким образом за аренду, можно “поднять на борт” компанию из 120 человек. Услуги камбуза опять же за отдельную плату. Так, фирменные макароны по-флотски с мясом обойдутся пассажирам в 295 р., а с красной икрой - в 335 р., по 355 р. придется выложить за ребрышки барбекю или югославскую плескавицу на раскаленной решетке, в 320 р. оценена куриная грудка с грибами и запеченная на гриле корейка с сыром. Когда желающих арендовать теплоход целиком нет, “Аврора” стоит на приколе у Краснопресненской набережной и рада даже одиноким посетителям. Правда, в такие дни прогулочный крейсер ничем не отличается от обычной баржи.

На берегу Пироговского водохранилища расположился ресторан, окруженный, наверное, самыми красивыми пейзажами, - “Причал 95°”. Он уже не совсем плавучий, но безусловно водный: столбы-опоры трехэтажного сооружения, напрочь лишенного стен, глубоко вбиты в речное дно. Прямо к ресторану примыкает причал для катеров и яхт, так что гости при желании могут добраться сюда “морем”. Гостей “Причала” ждут раки и живая рыба из садков ресторана, копчености собственного приготовления и меню со сравнительно невысокими ценами. Тем, кто готов оставить на “Причале 95°” 20 - 25 у.е., не придется сильно себя ограничивать. В пределах такой суммы можно попробовать фирменный салат с копченой форелью, раковые шейки на постаменте из сыра, стейк из семги в душистом перце, шашлык из седла барашка, запеченного сома в беконной обертке и осетровый стейк в креветочном соусе. Более состоятельным клиентам предлагают тигровых креветок под соусом “берблан”, стерлядь, припущенную в шампанском, розовую форель, фаршированную зеленью, и мраморный стейк.

Самой “густонаселенной” ресторанами-поплавками в этом году, как и в прошлом, остается Фрунзенская набережная. Здесь рядом с хорошо изученным японским клубом-рестораном “Айко” и неизменно популярной грузинской “Мамой Зоей” недавно появилось заведение со сложным названием “Причал торпедных катеров”. Обещанных катеров из иллюминаторов не видно, но для расстройства это слишком ничтожный повод. В пору, наоборот, порадоваться, потому что рестораны со средней суммой счета (без спиртного) не выше в последнее время встречаются нечасто. “Причал торпедных катеров” – именно такой ресторан. Людям в морском деле неискушенным меню покажется по меньшей мере сумбурным. Для начала достаточно запомнить, что “Пусковое топливо” – это холодные закуски и салаты, “Топливо с принудительным зажиганием” – суп, “Основное топливо” – горячее, а “Ложные цели” - десерт. В следующий раз можно будет уже запомнить, что “Обжатие водолаза” не страшнее малосоленой семги, “Закаболка на гаке” похожа на шашлык из осетрины, а “Шноркель” – на омлет с луком, помидорами и ветчиной. В общем, очень познавательно. А вот пивом, по словам завсегдатаев, увлекаться не стоит – крутая лестница на пути в туалет мешает правильной “швартовке”.