1 декабря начинается фестиваль с хорошим вкусом «Декабрьские вечера» в ГМИИ. Если вы размышляете, где культурно скоротать вечер, вам точно не сюда.

«Декабрьские вечера» Святослава Рихтера были придуманы еще в те времена, когда потенциальный зритель не мог выбирать между фестивалем в Музее искусств и бодрым мюзиклом. Да что там — даже между филармонией и кофейней. Однако и тогда фестиваль под крылом великого музыканта современности отличался если не снобизмом, то большой разборчивостью. Меломаны вникали на нем в сочинения Шнитке и Губайдуллиной. Наслаждались изысканным сопоставлением картин и сонат. Наконец, понимали, что тонких ценителей искусств в столице не много, но достаточно. С этим достоянием фестиваль пришел и в новое время.

Такому наследию можно завидовать, это вам не матрешечная «Русская зима» с ее пестрой афишей и простодушной «всемирной отзывчивостью», снобизм сегодня легче позиционировать. Чем, собственно, с успехом и занимаются арт-директор Юрий Башмет и старший научный сотрудник музея, исполнительный и программный директор фестиваля Инна Прусс. Темой этого года они выбрали «Музыку и лики истории».

Традиционная история в костюмах представлена на вечере «Русская опера XIX века» (7.12), где рядом с ариями из опер Глинки, Мусоргского, Бородина европейским особнячком выглядит «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова. Рядом в афише менее пресный концерт «Художники и властители» (9.12) с артистами Мариинского театра, где прозвучат томные романсы Чайковского на слова великого князя Романова, посвященная Александру Первому скрипичная соната Бетховена и созданная Бриттеном к коронации Елизаветы Второй опера «Глориана». Госзаказ, как видите, имеет крепкие корни. Впрочем, в отношениях художника и власти гармония царила не чаще напряжения, и в пандан к названным опусам прозвучат произведения Прокофьеав и Шостаковича, получавших от власти по полной.