Электронная версия. Часть 3

Сейчас, когда прошло больше десяти лет после появления на свет танцевальной электронной музыки, все становится на свои места. Тогда это было революцией, теперь - всего лишь новые технологии. В то время хотелось услышать все, сейчас боишься разочароваться новыми альбомами любимых артистов. Тогда молодой музыкант мог стать звездой за одну ночь (правда, всего лишь андеграундной), теперь - за несколько месяцев (зато мировой). В общем-то это очень похоже на семидесятые с их экспансией рока, но с одной разницей: в голове очень точно обитает образ рок-звезды Джима Мориссона, зато, когда пытаешься вспомнить, как выглядят танцевальные звезды Bassement Jaxx, всплывает лишь милая мордашка обезьяны-альбиноса с обложки их последнего альбома.

UK Hardcore

В современных словарях есть значения английского слова “hardcore” как существительного: “довольно примитивное и агрессивное ответвление панк-музыки” и прилагательного: “наиболее откровенный (о порнографии)”. В словари не вошли популярный в России в середине 90-х голландский скоростной стиль подростковой танцевальной музыки и не успевший стать популярным в России британский стиль танцевальной музыки. Сейчас нам интересен последний.

Помните знаменитую песенку с первого альбома группы Prodigy “Out Of Space” или экстазийный хит Baby D “Let Me Be Your Fantasy”? Так вот, это и есть uk hardcore (не имеющий ничего общего с голландским). В начале 90-х в Англии слова “рейв”, “хардкор” и “экстази” были почти синонимами. Когда в России стали появляться первые кассеты с эфирами лондонской Kiss FM, хардкор у себя на родине успел мутировать в джангл и даже распасться на разные течения, а мы могли только представлять, что же это такое - настоящий рейв. Русским меломанам пришлось пройти ускоренный путь: в то время как мы пытались разобраться в путанице только появившихся стилей, было уже не до хардкора. Однако благодаря успеху второго альбома Prodigy “Music For The Jilted Generation” и неразберихе в названии аудиопираты все-таки дали нам возможность познакомиться с настоящим британским стилем. Теперь этой музыки не существует, но стоит заметить, что ее нет только буквально. UK Hadcore не просто исчез, а переродился, и в связи с нынешней ностальгией по временам рейвов цепочка hardcore-jungle-speed garage-2step дополнилась новым звеном – это тот же hardcore, только уже с приставкой Nu.

Jungle/Drum-n-Bass

Когда я дал послушать приятелю только появившийся сборник “Jungle Beat 94”, он сказал: “Все хорошо, только бы черных теток поменьше”. Действительно, ранний джангл был очень вокальным и напичканным сэмплами из рагга-хитов. Плюс футуристичный дерганый ритм и гудящие, словно дабовые, басы. Однако эти детали не стали штампом в звуке этой музыки, и джангл, как никакой другой стиль, стал быстро распадаться на подстили: techstep, dark, rolling, jump up, artcore, intelligent, atmospheric, jazzy, liquid funk, afro funk. Каждый из них имеет свой определенный звук и свой круг поклонников. В какой-то момент сам стиль стали называть драм-н-басом. Вокруг этих терминов до сих пор существует неразбериха. Кто-то говорит, что это лишь разные названия, другие утверждают, что джангл – это когда больше рагги, а драм-н-бас – то, что появилось позже и отличается более холодным звучанием. В Москве джангл прижился стараниями DJ Грува и Дэна, и, несмотря на то что сейчас он медленно затухает, большая армия молодых поклонников позволяет ему держаться весьма уверенно.

Где услышать?

Отдельных джангл-клубов в Москве, естественно, нет, но послушать драм-н-бас можно на специальных вечеринках: по средам в “Art Garbage”, по четвергам в “Республике Beefeater”, на вечеринках “Serious@Б2” в “Б-2”, на вечеринках AK47 в “Бармалее” и “Jovi-Bovi”. Это, конечно, не запрещенные британские рейвы, но все же...