2002-й год едва вступил в свои права, а уже в феврале произойдет самое яркое событие года в джазовом мире! Или как минимум одно из самых ярких. Что еще можно сказать о проекте с таким помпезным заголовком, как «Триумф джаза»? Концерт пройдет в рамках юбилейного фестиваля «Триумф», но в данном случае игра слов как нельзя лучше отражает то, что будет происходить на сцене ГЦКЗ «Россия» 5 февраля.

Действо действительно будет триумфом! Настоящим Триумфом Джаза! Впрочем, в одиозности проекта, о котором идет речь, может усомниться лишь слепой, ибо даже одного мимолетного взгляда на афиши достаточно для того, чтобы ощутить весь размах предстоящего празднества. А копнув чуть глубже, мы непременно ощутим непреодолимое желание самолично и с головой окунуться в этот загадочный мир, о котором можно сказать, что джаз-музыкантами не только не становятся, но даже и не рождаются.

Джазом живут! Причем живут долго. Самому младшему участнику предстоящего концерта – 41 год, самому старшему – 80! Неудивительно, что биография абсолютно каждого из этих музыкантов начинается с почетных титулов вроде "Один из самых авторитетных и влиятельных трубачей современного джаза" или "Один из лучших мастеров джазового вокала".

Основная специализация барабанщика Билли Кобэма – джаз-рок и фьюжн. Но, обладая неординарной техникой игры и невероятной музыкальной гибкостью, этот укротитель тарелок великолепно чувствует себя практически в любом жанре. Основные вехи творческого пути барабанщика – работа с Майлзом Дэвисом и Джоном Маклафлином в составе его легендарного Mahavishnu Orchestra. Билли Кобэм приезжает в Россию далеко не в первый раз.

Саксофонист Джо Ловано. В конце 70-х – член оркестра Вуди Германа, в 80-х – солист биг-бэнда Мэла Луиса и параллельно участник группы барабанщика Пола Мотяна и квартета гитариста Джона Скофилда. Имя Ловано также можно найти на пластинках Элвина Джонса, Карлы Блэй, Ли Коница, Боба Брукмейера и др.

Одна из ведущих вокалисток современного джазового мэйнстрима Ди Ди Бриджуотер, как и многие ее коллеги по "Триумфу джаза", уже знакома с нашей родиной – еще в бытность свою участницей университетского оркестра (более 30 лет назад) она выступала в Советском Союзе. Через три года Ди Ди вновь нанесла визит в СССР, на этот раз с оркестром Тэда Джонса/Мэла Луиса.

Про певца-виртуоза Кевина Махогани говорят, что его популярность, пик которой пришелся на середину прошлого десятилетия, принесла облегчение тем, кто категорически констатировал, что джазовых голосов младше 60-ти не осталось в природе.

Виброфонист Гэри Бертон известен прежде всего по работе с саксофонистом Стэном Гетцем в середине 60-х. Затем Бартон выступал как сольный музыкант, как участник ансамблей Ларри Кориелла, Джона Скофилда, Пэта Мэтини и, наконец, вместе с Чиком Кориа, с которым, кстати, гастролировал в СССР в 1983 году.

- Гитарист и непревзойденный мастер художественного свиста и ас губной гармоники Жан-Батист Тилеманс приедет в Москву в компании с пианистом Кенни Вернером. Тилеманс – бельгиец, но с 1951 года живет в США, а выступает и записывается как сольный исполнитель и сессионный музыкант по всему миру.

Мини-оркестр Elvin Jones Jazz Machine. Худрук и барабанщик Элвин Джонс, прежде чем основать свою "джаз-машину", переиграл с массой легендарных людей, начиная от Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна и заканчивая оркестром Дюка Эллингтона.

И, наконец, московский биг-бэнд Игоря Бутмана, с которым, собственно, и сольются все перечисленные звезды. Сам Бутман в особых представлениях не нуждается, ибо уже давно входит в элиту мирового джаза. Проще сказать, с кем за восемь лет своего пребывания в Америке (да и на родине тоже) Бутман не играл, нежели перечислять весь его послужной список.

Еще до отъезда за океан Игорь шлифовал свое мастерство в оркестре Олега Лундстрема. В Штатах имя Бутмана известно не только всем без исключения джазменам (Игорь работал практически со всеми упомянутыми здесь музыкантами), но и самому экс-президенту Биллу Клинтону, который семь лет назад в Кремле в компании с другом Борисом наслаждался игрой недавнего выпускника Бостонского музыкального колледжа.

Кстати, смогут ли когда-нибудь неамериканские музыканты встать в один ряд с исполнителями с родины джаза? Один из участников предстоящего "Триумфа джаза" Билли Кобэм резонно заметил, что на поверку даже не каждый американец способен играть джаз: "Джаз – это прежде всего свобода, свобода духа, мысли и, конечно, импровизации. Вы можете быть армянином, китайцем, норвежцем – кем угодно. Но если вы внутренне свободны, у вас достаточно фантазии и техники, вам есть что сказать людям - совершенно неважно, на каком языке вы будете говорить. Вас всегда поймут".