Оставайся, мальчик, с нами

Победитель «Евровидения-2009» Александр Рыбак выпустил свой первый студийный альбом — Fairytales

На недавнем Евровидении произошел редкий для этого соревнования случай: кандидатура победителя устроила всех – несправедливо обиженных не было. Норвежский белорус Александр Рыбак со своими 387 очками обошел преследователей чуть ли не в два раза и влюбил в себя всю Европу: не было ни одной страны, которая не отметила бы в зрительском голосовании Норвегию и ее песню Fairytale.

Против такого обаяния и впрямь устоять трудно. Рыбак, с застенчивой улыбкой и горящими глазами терзающий скрипку и рассказывающий сказочную историю первой любви, умеет к себе расположить. Его искренность и романтичность – столь редкий товар на сегодняшнем музыкальном рынке, что покупатель готов отрывать его с руками. Не случайно в сетевых обсуждениях имя победителя Евровидения чаще всего сопровождают прилагательным sweet — сладкий. Северный принц со скрипкой, герой девичьих мечт. Именно девичьих, так как Саша с наивностью, удивительной для поп-звезды, честно признался в своей гетеросексуальности, чем навлек на себя гнев «меньшевиков». В Норвегии уже чуть ли не собирают подписи с призывом к Ингрид — девушке, которой посвящена Fairytale — вернуться к певцу. Впрочем, призывов не возвращаться звучит не меньше – многие поклонницы мечтают заменить Ингрид в сердце Саши.

Биография Рыбака также безупречна: родители переехали из Белоруссии в Норвегию, когда сыну было пять лет. Сейчас они опасаются навещать родину из-за политического режима. Европейская публика такой сюжет переиначивает на свой лад: талантливый мальчик, убежавший от диктатуры (хотя уехали Рыбаки задолго до воцарения Лукашенко) и сумевший реализоваться в чужой стране. Он играет в театре, пишет песни, получает классическое музыкальное образование, занимается на скрипке. А потом, устав от академической музыки, выигрывает норвежскую «Фабрику звезд» и, сочинив попсовый шлягер, с легкостью побеждает на «Евровидении» и привозит конкурс-2010 в Осло. Артист с такой историей может стать важным продуктом небогатого норвежского музыкального экспорта, самой заметной фигурой которого последние 20 с лишним лет являлась группа A-Ha.

Рыбака считают своим и Запад, и Восток. Сам он говорит, что в его музыке скандинавский оптимизм сочетается с русской меланхоличностью. Судя по дебютному диску Fairytales, Александр не забыл и про остальную европейскую публику, которой близки не только фольклорные мотивы в песнях, но и имидж жизнерадостного деревенского простака. Своим стремлением понравиться всем Рыбак напоминает Баскова в начале карьеры: мы помним способного тенора, которому стали тесны рамки классики – сейчас, пометавшись между жанрами, он воспринимается, скорее, светским персонажем, чем серьезным певцом. Сложно предугадать, насколько это грозит Александру, но пока он берет главным образом харизмой и музыкальной гуттаперчевостью.

Когда в песне Fairytale переливы скрипки кажутся совершенно еврейскими, а в припеве невозможно понять, скандинавская или балканская фолк-традиция взята за основу – это смело. Когда в композиции Feelin’ на английском языке исполняется что-то вроде «Дорогих моих москвичей» - это любопытно, но вызывает вопросы. Когда подобная всеядность демонстрируется из трека в трек – возникают сомнения во вкусе исполнителя. Не исключено, что любовь к классике и соответствующая подготовка в будущем помогут Александру Рыбаку преодолеть эти изъяны и вырулить на более оригинальную дорогу. А еще ему должна помочь самоирония и искренность. Мы ведь тут даже не критикуем его вокал. Зачем, если Рыбак сам охотно признается, что он далеко не лучший певец?