Александр Гордон, провокатор из телевизора и радиоведущий, устраивает первый в своей жизни творческий вечер. В программе мультиперфоманса «Противоядие» — заунывное чтение стихов, просмотр кино не для всех и, на финал, общение с теми, кто еще остался в зале.

 Решили ударить по поп-культуре стихами?

Я придумал некое трехчастное действие. Дело в том, что кроме рыбалки, которой я отдаю, как принято говорить, свою душу и время, есть еще одна вещь – стихи. Но так как пригласить публику на рыбалку я не могу, я решил рассказать ей о состоянии дел в современной российской поэзии. К сожалению, большая часть моей аудитории очень плохо с ней знакома. Дело даже не в том, что они не интересуются поэзией, а в том, что крикливая ее часть - от абсурда до постмодерна - всегда заметнее и виднее, чем то, что я называю «консервами 19 века». Так уж получилось, что я общался почти со всеми значительными поэтами современности, и поэтому решил презентовать их творчество – почитать стихи, рассказать о своих впечатлениях.

Во второй части я хочу показать фрагмент из моего фильма «Пастух своих коров», который тоже мало кто видел, пару сцен из новой картины «Огни притона» и фрагменты своего спектакля «Бесы» по роману Федора Михайловича, который шел в Школе современной пьесы.

А в третьей части, если будут вопросы, намерен на них ответить.

Какая-то из трех частей будет основной?

Поскольку я назвал вечер «Противоядие», то, наверное, первая часть – поэтическая - для меня и есть самая важная. Там огромный замес из мыслей, эмоций, чувств, актерствования… И в то же время, отказа от актерствования - потому что я ненавижу такую манеру чтения. Я читаю ритмично и несколько заунывно. Что, конечно, для неподготовленной аудитории - смерть. Ну ничего, значит, медленно и по два раза.

Может быть, телевидение как-то должно участвовать в пропаганде... поэзии, например?
Нет, реклама, телевидение – это все дело совершенно безнадежное. Никакая реклама поэтических тиражей не поднимет. Я сам занимаюсь издательской деятельностью, я это знаю. Как людям ориентироваться? Ну, через просветительство такое, как мое, да. Пусть фрагментарное, пусть недостаточное. А потом, в конце концов, это же не всем нужно. А если человеку нужно, он приложит достаточно усилий, чтобы найти хорошую книжку. Так всегда и было, собственно. Я помню времена, когда стихи от руки переписывали.

А что касается телевидения, вы, как человек, который на нем давно и успешно работает, можете посоветовать что-то?

Вы знаете, я настолько не слежу за внутрителевизионной жизнью… Зачастую я даже своих начальников в лицо не знаю. Премьеры вижу, как и все зрители, когда их показывают уже по телевизору.

Обычно я смотрю спорт, новости и плохие фильмы. Чем хуже, тем лучше. Я же не работаю с телевизором, я с ним отдыхаю. А я так привык, что если фильм хоть чуть-чуть хороший, то значит надо идти на встречу, совершать какое-то усилие. К сожалению, такой зритель почти перевелся, вот в чем проблема. А так - никто тебя ни к чему не обязывает, сидишь и искренне радуешься, какими люди могут быть корыстными идиотами, например. При моей мизантропии - самое то. А так телевизор как фон идет, на что-то обратишь внимание, на что-то не обратишь

Сейчас существует огромное количество кабельных каналов, интернет-телевидение. Как в нем ориентироваться? Например, вы знаете, как это происходит на Западе?

Там пока тоже не очень работает. Пока все надеются на хаотичное щелканье пультом. Думаю, в будущем функцию выбора программ возьмут на себя провайдеры. Они будут каждого конкретного зрителя внимательно изучать и предлагать ему пакет из 15-20 каналов. Или же вообще один канал с нарезкой из всего, что тебе, с их точки зрения, интересно. Мне кажется, другого выхода нет – надо же как-то сориентироваться, когда у тебя один канал только про яичницу, а второй - только про гренки.

Но телевидение все-таки не умрет, не перестанет быть интересным, не потеряет своей роли?

Потеряет конечно. Это как с интернетом. Государство уже не сможет рассчитывать на телевидение как на безотказную идеологическую машину. Потому что – поди-ка ты попробуй с таким объемом.

Кроме того, я не верю в интерактивное телевидение, потому что человек - очень ленивая скотина. Заставить его, как сейчас мечтают телевизионщики нового формата, запрограммировать себе на неделю, что он будет смотреть - совершенно нереально. Я уж не говорю о том, что 70 процентов американцев до сих пор не могут разобраться с пультом для спутникового телевидения. Поэтому посредники-провайдеры возьмут на себя заботу об отборе. И вот с ними как раз и будет работать государство.

Сегодня у вас была первая читка пьесы Гришковца. Расскажите о ней.

К юбилею театра «Школа современной пьесы» Гришковец написал пьесу «Дом». Мне предложено играть главную роль. Только что начались репетиции с тем, чтобы в марте уже была премьера. Сюжет простой: врач 45 лет хочет купить дом и идет за деньгами к друзьям. Ему денег не дают, а все остальное - это такое выяснение отношений героя с собой. Как всегда у Гришковца. Мы с ним знакомы через театр - я здесь что-то делал (спектакль «Одержимые» по «Бесам» Достоевского в 2004 году – прим. ред.), и он тут что-то делал (спектакль «Город» Иосифа Райхельгауза по одноименной пьесе Евгения Гришковца – прим. ред.)…


Спектакль «Одержимые» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы»

То есть какой-то истории про то, как вы сели, выпили, стали что-то обсуждать - не было?

Нет. Единственное - ему кто-то сообщил, что я хочу вызвать его на программу «Гордон Кихот» героем, а у меня и в мыслях этого не было. Он сначала расстроился. А когда узнал, что у меня и в мыслях не было - обрадовался. В этой пьесе присутствует тема бездомности в 45 лет, а у меня эта проблема тоже не решена. Причем ни внешне, ни внутренне. И как всегда в случае, когда не можешь дать себе внятный ответ в жизни, прибегаешь к таким копаниям. Может быть, что-то созреет.

Помогает?

ПомогаЛО. Не знаю, как сейчас. Уж больно ситуация запущенная.

Творческий вечер Александра Гордона «Противоядие» состоится 12 февраля в Камерном зале Дома Музыки.