Чудеса по телеграфу
В «Геликон-опере» можно увидеть российскую версию оперы Джея Риза «Распутин», в которой поют Ленин, князь Юсупов и, разумеется, сам Распутин.

Одни считали его святым, другие авантюристом. А американского композитора Джея Риза настолько заворожила его фигура, что он взялся за первую в жизни оперу. Он сам сочинил либретто, акцентировав в нем внимание на особо экзотических моментах биографии своего героя - оргиях секты хлыстов и чудесах исцеления. Впрочем, для того чтобы совершить какое ни на есть чудо, оперному Распутину достаточно лишь отправить телеграмму. Все способности Григория Ефимовича вкупе с пророческим даром вызывают ненависть князя Юсупова, который в либретто превращен в циничного террориста. Противостояние главных героев разворачивается на фоне революционных событий. По этому случаю и для Ленина была написана небольшая вокальная партия.
В общем, историческая правда тут и не ночевала, но режиссера Дмитрия Бертмана это нисколько не волнует, ему гораздо важнее показать «от чего и от кого порой зависят судьбы целых народов».
Нью-йоркская премьера состоялась 20 лет назад. Музыку «Распутина» можно считать образцом американского минимализма, причем с индийским акцентом. Риз, ныне профессор музыки Пенсильванского университета, в молодости увлекался джазом и ритмами южной Индии, так что о географии событий напоминает разве что процитированный композитором вальс из «Лебединого озера».
Пока музыканты геликоновского оркестра под управлением дирижера Владимира Понькина осваивают премудрости минимализма, Бертман со своими постоянными соавторами, художниками Татьяной Тулубьевой и Игорем Нежным, изобретает всевозможные чудеса, чтобы втиснуть в маленькое пространство «Геликон-оперы» бурное кипение революционных масс. И обещает неожиданный финал спектакля, который должен удивить даже автора «Распутина», обещавшего приехать на российскую премьеру.
1-5 октября. «Геликон-опера».