Пропеть серенаду

В усадьбе Кусково, она же государственный музей керамики, мобильный «Кремлин-оркестр» устроит фестиваль серенад.

По части блестящих идей «Кремлин-оркестр» кому угодно даст фору. Кажется, сколько их, небольших подвижных оркестров, которые время от времени напоминают о себе некой особо выдающейся программой. Но «Кремлин» - совершенно особенный. Свой художественный пыл он подчиняет в первую очередь заботам о собственном бренде, и потому каждая серия его московских концертов восхищает безупречной стратегией. То они придумали «Классику для полуночников». То объединили усилия с бас-гитаристом «Машины времени» Евгением Маргулисом. Теперь устраивают свеженькие «Серенады в Кусково», вроде бы на уже обжитом пространстве летних усадебных событий, но на почтительном расстоянии от популярных Останкино и Архангельского. Вопрос не в том, что кремлевцы словечка в простоте не скажут. Просто они считаются с положением дел: на концерт классической музыки немеломан соберется в двух случаях: или из соображений престижности или из любопытства. И «Кремлин» старательно работает и с тем, и с другим, не забывая о собственно музыкальной начинке.

Для нынешней программы худрук оркестра Михаил Рахлевский заручился покровительством Фонда поддержки классической музыки и мэрии столицы. Цикл состоит из пяти концертов, и для них подобрано два десятка серенад самых разных авторов. Есть тут серенады популярные, почти попсовые сочинения Моцарта и Чайковского. Есть творения редко исполняемых авторов – Рейнеке, Вольфа, Ларссона, Пьерне. И есть неожиданности вроде серенад Бетховена и Рихарда Штрауса – имена последних в массовом сознании плохо монтируются с любовной лирикой, а напрасно: жанр серенады совсем не узок и не примитивен. Да, он действительно зародился в раннем средневековье, хотя всякий желающий может отыскать ее корни и в античности, и во времена совсем уж туманные. Слово произошло от итальянского sera (вечер): в это время суток влюбленным мужчинам свойственно появляться под окнами дамы сердца. Мелодика очевидна, но с музыкальным развитием дела в то время обстояли неважно, вокал не сопровождали струнные квартеты, сами влюбленные певцы аккомпанировали себе на лютне, гитаре или мандолине. В XVIII- XIX вв., в ногу с раскрепощением нравов, жанр бурно развивался, не отходя от главной идеи. Серенада оставалась песней любви, со всеми присущими этому чувству эмоциями.

Однако «Кремлин-оркестр» сосредоточился не только на лучших образцах жанра в его лучшие времена. Он может смело претендовать на лавры культуртрегера, предлагая широкой публике, например, серенады забытых композиторов одного времени, похожей судьбы и разных стран: русского Василия Калинникова, американца Джозефа Чадвика и чеха Йозефа Сука. На одном из концертов будет редкая по эмоциям и абсолютно солнечная серенада Дворжака, написанная всего за 11 дней молодым счастливым композитором, только что получившим важную государственную стипендию и ставшим отцом первого (из девяти) ребенка. Ну и сам бог велел представить на фесте новую интерпретацию классической чувственного традиции – с помощью серенады испанца Хоакина Турина. А два шедевра жанра, «Маленькая ночная серенада» Моцарта и «Серенада для струнного оркестра» Чайковского, припасены для финального концерта.

C 16 по 30 августа, музей-усадьба Кусково