La Нетребко

В начале года главной светской новостью стало известие о том, что оперная дива Анна Нетребко ждет ребенка. У поклонников по всему миру осталось не так много шансов услышать любимую певицу перед долгим расставанием.

«Звездная сопрано и ее жених, уругвайский баритон Эрвин Шротт, ждут ребенка в начале осени», – первой оповестила своих читателей респектабельная английская газета Herald Tribune. Это был классический «служебный роман», почти незаметный для окружающих. Нетребко и Шротт, практически ровесники, не раз выступали вместе начиная с 2003 года. Однако до поры до времени чары латиноамериканского Дон Жуана (именно эта роль в опере Моцарта особенно прославила Шротта) не оказывали воздействия на русскую Донну Анну. О своей помолвке Нетребко и Шротт объявили лишь в конце 2007 года.

Газеты сообщили еще одну новость, которая ввергла в депрессию билетных спекулянтов: нынешним летом на Зальцбургском фестивале Нетребко петь не будет. Зальцбург и спекулянты упомянуты вместе не случайно: три года назад, когда Нетребко пела на главном музыкальном фестивале Европы «Травиату», цены доходили до 5000 евро. Подобного ажиотажа тихий австрийский город не знал лет тридцать, с золотой поры эпохи Герберта фон Караяна.

Именно «Травиата»-2005 на Зальцбугском фестивале знаменовала появление всемирного оперного светила. С тех пор Анну все чаще называют La Netrebko, намекая на продолжение легендарного ряда примадонн, перед восторженными определениями которых меломаны ставили артикль la: La divina (божественная - о Марии Каллас) и La stupenda (возвышенная – о Ренате Тебальди).

Рождение звезды

В детстве Аня мечтала стать художницей или… хирургом. Но любовь к пению, а точнее, к оперетте пересилила, и в 16 лет она отправилась из родного Краснодара в далекий Петербург и поступила в музыкальное училище. Но случайный визит в Мариинский (тогда еще Кировский) театр спутал все карты – она влюбилась в оперу. Дальше – знаменитая Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова, но Анна так ее и не окончила, потому что оказалась слишком занятой на профессиональной сцене. Впрочем, отсутствие диплома беспокоило разве что маму, в те годы у Ани не было и свободной минутки на размышления: конкурсы, концерты, репетиции, разучивание новой музыки, подработка статисткой и… уборщицей в Мариинском театре.
Все неожиданно перевернула победа на конкурсе имени Глинки, проходившем в 1993 году в Смоленске, на родине композитора. Генералиссимус русского вокала Ирина Архипова приняла в свою армию свежего лауреата. Архипова сумела разглядеть за внешностью модели недюжинный вокальный потенциал. Уже через несколько месяцев Нетребко начинает оправдывать авансы и рекомендации. Первым делом дебютирует у Гергиева в Мариинке – ее Сюзанна в моцартовской «Свадьбе Фигаро» становится открытием сезона.

Попав в театр в самый пик мариинской эйфории, когда Гергиев только начинал мировую экспансию, увенчанная столь ранними лаврами и восторгами Нетребко ни на минуту не останавливалась на достигнутом, а продолжала грызть нелегкий гранит вокальной науки. Пройдя в родной Kirov Opera (как по-прежнему пишут на Западе) школу мужества в сложнейших партиях, ее мастерство выросло и окрепло вместе с ней.

Сочетание достоинств

Оперные фанаты жарко спорят о феномене сумасшедшей популярности русской певицы. На самом деле, в этом нет ничего удивительного. Все дело в удачном сочетании достоинств. У Нетребко всего в меру и все в наличии: музыкальность, хорошая фигура и привлекательная внешность. Начав с партий лирико-колоратурных инженю (амплуа певицы, исполняющей роли наивных, простодушных девушек) она подобралась к репертуару бельканто (итальянская музыка первой половины 19 века, рассчитанная на «зрелые» голоса).

Голос Анны Нетребко не назовешь ни многослойным, ни бархатным. Незабываемым его делают мягкий открытый тембр сопрано, легкость перехода из регистра в регистр, удивительная способность одновременно летать и быть веской в звуке. И еще специфичная южная «масляность», неочевидная и даже ненужная в кратких концертных ариях, но очень выручающая Нетребко в крупных партиях.
На Западе все-таки предпочитают доверять русским певицам русский репертуар, но быть вечной Наташей Ростовой Нетребко не пришлось. Ее голос закалился до моцартовской прозрачности и расцвел в виртуозных Верди и Доницетти.

Конечно, говоря об успехах Анны, стоит отдать должное грамотному пиару. Мариинский театр умеет подавать своих звезд. Имена Ольги Бородиной, Владимира Галузина, Николая Путилина известны всему миру. И если Гергиев сказал, что у него в театре появилась новая звезда, значит, так оно и есть. Не случайно среди своих учителей Нетребко называет не только своего первого педагога по вокалу Тамару Новиченко и легендарную итальянку Ренату Скотто, уроки у которой брала уже взрослой, но и Валерия Гергиева.

Теперь еще и звукозаписывающая компания Deutsche Grammophone, ведущая певицу с 2002 года, не жалеет сил и средств на пропаганду русской дивы. Той же зальцбургской «Травиате», имевшей столь громкий резонанс, предшествовала массивная рекламная атака: вернувшиеся с фестиваля с изумлением рассказывали, что весь центр города оклеен постерами с изображением русской певицы. Но всех этих достоинств и усилий было бы мало, если бы Нетребко не воплощала в себе какие-то тайные ожидания сегодняшней публики.

Иллюзия легкомыслия

Говорят, что ни сверхъестественная популярность, ни огромные гонорары не испортили ее характера. Особого шарма добавляет певице ее легкомыслие (или умело создаваемая сценическая иллюзия). Во время концерта она может заключить в страстные объятия поющего вместе с ней тенора (женатого Роландо Вилазона, к примеру). На своем сайте, перечисляя достижения вне профессиональной сцены, Нетребко с гордостью упоминает о победе на конкурсе канкана в одном из петербургских клубов в 2004 году (к этому моменту она уже объездила полмира вместе с Мариинским театром).

Самая обсуждаемая тема на сегодняшний день – как изменится легкая и подвижная Нетребко после рождения ребенка. Прибавит солидности? Умерит эротический пыл на сцене? Останутся ли в ее репертуаре роли юных девушек (коронная Наташа Ростова)? Импресарио настаивают, что уже 2009-м все пойдет прежним ходом – все контракты на прежние роли сохранятся. И все-таки рискнем предположить, основываясь на жизненном опыты других певиц, что через год мы увидим другую примадонну. Пока же самая яркая оперная звезда начала XXI века завершает выступления в прежнем статусе. Что будет в программе московского концерта – Беллини, Россини, Доницетти? Это не важно. Публика пойдет просто на Анну Нетребко.

Факты:

Первой серьезной ролью Анны Нетребко на сцене Мариинского театра была Сюзанна в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». В этот момент певице было 22 года.

По утверждению Анны Нетребко, больше всего она не любит долгих авиаперелетов, игры в гольф («я пробовала!» - утверждает она) и деловых разговоров.

Любимыми артистами Анна Нетребко называет Брэда Питта и Вивьен Ли. Любимыми книгами – «Мастера и Маргариту» и «Унесенных ветром».

Международную славу Анне Нетребко принесла роль Наташи Ростовой в опере Прокофьева «Война и мир». Эту партию она исполняла на сценах Мариинского театра, лондонского «Ковент гарден», миланского «Ла Скала», мадридского театра «Реал», нью-йоркской «Метрополитен опера».

В июле 2006 года Анна Нетребко вместе с Пласидо Доминго и Роландо Вилазоном выступала в Берлине на открытой сцене перед многотысячной аудиторией. Концерт состоялся в день финала чемпионата мира по футболу. Ранее футбольные концерты были привилегией трех теноров: Паваротти, Доминго и Каррераса.


Где еще можно услышать Анну Нетребко

В конце мая – начале июня Нетребко будет петь Джульетту в опере Беллини «Капулетти и Монтекки» на сцене Парижской оперы. Это единственный из оперных топ-театров, где она еще не выступала. Ее последним выступлением в нынешнем сезоне станет концерт в Вене 27 июня – снова с Доминго и Вилазоном и снова в канун футбольного финала.