Когда один из лучших дирижеров мира Теодор Курентзис занят своей работой, он напоминает шамана. Более того, он уже 10 лет сводит с ума своей неординарностью весь музыкальный мир. 23 марта москвичам представится возможность составить собственное впечатление о таланте Курентзиса. В Консерватории он сыграет с новосибирским оркестром Musica Aeterna Ensemble Бетховена.

В академических кругах 36-летнего Курентзиса принято считать человеком странным. Например, он может поместить на сцену автоматчиков в противогазах (как это было в ходе исполнения «Мистерии о конце времени» Карла Орфа на прошлогоднем фестивале «Территория»). Или заставить хор перемещаться по залу. Но, несмотря на все эти спецэффекты, почти любое выступление дирижера достойно сцены La Scala. Его главный принцип – создавать аутентичную музыку, максимально точно соответствующую замыслам композитора прошлого. На этот раз слушателей также ждут сюрпризы. «Скрипичный концерт» и «Симфония № 5» Бетховена будут играть на старинных инструментах и со строгим соблюдением всех указаний композитора.

Теодор, многие считают вас европейской суперзвездой…
Я – никакая не европейская звезда и никогда ею не стану! Вы когда-нибудь видели Курентзиса на обложках глянцевых журналов или в светских репортажах? Нет! Я делаю сложные и качественные программы. Я скорее человек из андерграунда, но это не стыдно.

Знаю, что сами себя вы называете миссионером. Что у Вас за миссия?
Чтобы вы приходили на концерты. Или вот, пример: пожилой человек в не очень дорогой одежде после моего концерта идет домой и в первый раз за долгое время целует свою жену. Вот в чем моя миссия. Я хотел бы, чтобы люди целовались на наших концертах! И даже занимались любовью.

Наверное, не зря вас нарекли скандалистом….
Да? Я не учинил ни одного скандала! Когда я люблю, говорю «люблю». И наоборот. Если бы люди были искренними в том, что делают, мир был бы лучше. У меня нет машины, нет жилья, нет денег в банке. А если бы я был политик, провокатор и скандалист, у меня наверняка был бы дом на Рублевке. А я всегда говорю правду.

Еще у вас есть такая фраза: «Мы окружены демонами и страхами». У вас какие страхи?
Вообще, страхи – это естественно. Они нужны. Но их нужно игнорировать. Еще одна проблема в том, что сейчас люди находятся близко друг к другу физически, но при этом они одиноки. Они сидят рядом, но разговаривают по мобильному телефону с другими людьми. Или пишут sms. Они не спросят сидящего рядом: «Как тебя зовут?» Они стараются делать вид, что они далеко. Создают иллюзию, что они могучие и свободные и продолжают жить в этом заблуждении. А главный признак свободы – это понимание того, что ты несвободен.

Почему вы, грек, решили жить в России? К тому же, не в Москве, а в Новосибирске?
Россия – самая духовная страна в мире. Здесь происходят такие вещи, которые с микроскопом надо искать в Европе. Много проблем, конечно. Но там, где большие небеса и бездны большие. У меня много предложений, но без России я тоскую.

Вы – экспериментатор в музыке. А чего бы вы никогда не допустили на сцене?
Для меня рамок нет. Есть только четкая установка на добро.

У вас очень романтичный образ. Кто-то продумывал ваш имидж?
Я всегда так выглядел. Дирижеры, которые учились со мной, в основном, все были такими хорошими скромными мальчиками с аккуратными прическами. А я был такой… панк…. Собственно я и не изменился. Внешность – не самое важное. Как человеку удобно, так он и выглядит.

Наверняка, у вас не меньше поклонниц, чем у звезд шоу-бизнеса. Фанаты не «достают»?
Не все поклонники такие, какими я хотел бы их видеть. Есть люди невысокого интеллекта, которые приходят на мои концерты, потому что им нравятся мои волосы. Но я считаю, лучше, если они идут ко мне, чем в концертный зал «Россия».

Каким вы видите себя в будущем?
Позавчера мне примерили парик пожилого человека, я должен был выглядеть лет на 65. Старались опытные гримеры…. И все равно не получился образ! Сказали: «Нет, Теодор, тебя выдают глаза. Взгляд молодой!» Я совсем не могу представить себя в будущем.