События последней декады марта объединяет общий победный вектор: сопрано и пианист, гитаристы и балерина обещают потрясти публику эффектным владением профессией.

Главной персоной в параде виртуозов станет француженка армянского происхождения Анник Массис (24.03), одна из трех «Европейских примадонн в Москве» этого сезона. У этой изящной большеглазой красавицы обыкновенный послужной список суперзвезды с гастролями в Metropolitan Opera, La Scala, Парижской и Венской опере, и так далее. Такой же внушительный фестивальный лист с закономерными в этом контексте Глайндборном и Зальцбургом. Звездному must be адекватен и репертуар с Моцартом и хрестоматийным бельканто (Беллини, Россини, Доницетти, Мейербер, Верди), но тут и спрятана нитка жемчуга. Блестящее лирико-колоратурное сопрано, Анник Массис помимо «классической классики» поет камерных французов разных эпох и стилей от Рамо до Пуленка, а это дорогого стоит. Становятся понятны специфика и обаяние этого голоса на поле виртуозного вокала. Загляните в интернет – на ариях Анник Массис увидите выпрыгивающих из кресел французов. А послушав в Москве Россини и Беллини, Массне и Бизе (нечастая в концертах ария Лейлы из «Искателей жемчуга»), вы можете повторить этот трюк с креслом в Зале Чайковского. Примадонне помогут дирижер Оттавио Марино и Академический оркестр Musica Viva, прослоившие сольный концерт оперными увертюрами.

Еще один виртуоз с единственным концертом - канадский пианист Марк-Андре Амелин (22.03). Вот уж кому не скупятся петь осанну самые экономные на слова издания. New York Times почитает его суперзвездой, The New Yorker - живой легендой. Ну да, человечество всегда подозревало виртуозов в продаже души дьяволу, а Марк-Андре Амелин еще и дает повод, блестяще играя каверзные этюды Шопена или дико сложную Вторую рапсодию Листа. Амелина маркируют как наследника Гленна Гульда и «второго Ференца Листа». Это красиво, но…Сочетание объема и качества репертуара выдает музыканта-современника, мировую славу которому принесли интерпретации классиков XX века от Чарльза Айвза до Николая Метнера. В Москве, правда, он представит не их, а только что обкатанную в Линкольн-центре и Лондоне программу: си минорные сонаты Гайдна и Шопена и Вторую тетрадь прелюдий Дебюсси. Обратите внимание, что запись Амелином сонат Гайдна (в том числе и нынешней) была номинирована на «Грэмми» в категории «инструментальное соло».

На текущей декаде заканчивается фестиваль, так прямо и названный «Виртуозы гитары». А у самой юной «виртуозки недели» список достижений пока невелик, но перспективы очевидны. Наталья Осипова танцует в Большом четвертый сезон и успела потрясти публику невероятным техническим уровнем. В свежей «Сильфиде» у Осиповой заглавная роль, и хотя для девы воздуха в ней слишком много темперамента, летать она умеет не хуже феи. Обратите внимание, что в комплекте с «Сильфидой» идет еще одна премьера сезона, «Урок», и если вы сейчас упустите шанс посмотреть, следующего ждите соответственно в ноябре и декабре. Жаль, что свои премьеры Большой театр расходует так экономно - виртуозам не разгуляться.