В свет вышел новый альбом Дельфина – одного из самых необычных и непредсказуемых музыкантов отечественной поп- и рок-сцены. Пластинка носит название «Юность» и обещает вызвать не меньший резонанс в меломанской среде, чем предыдущий.

Бывший участник первого российского бойз-бэнда «Мальчишник» (в миру – Андрей Лысиков), еще находясь в составе скандально известного коллектива, был не чужд экспериментам. Его первый сольный проект «Дубовый Гаайъ» представлял собой формацию, диаметрально противоположную эпатажно-крикливому творчеству «Мальчишника»: он сочетал в себе альтернативную гитарную музыку и особую, «черную лирику». После распада «Мальчишника» в 1996 году Дельфин сольно выпустил альбомы «Игрушки», «Не в фокусе» и «Глубина резкости», заставившие заговорить о недавней поп-звезде, пропагандирующей со сцены «секс без перерыва», как о неординарном музыканте и серьезном поэте. На этих пластинках складывается фирменный почерк Дельфина – нервные, ломкие, густо замешанные на электронике мелодии и исповедальные, пронизанные меланхолией тексты. В 2000-м Дельфин удостаивается премии «Триумф» за вклад в развитие русской культуры, в 2004-ом признается «Лучшим российским артистом» на церемонии MTV RMA за альбом «Звезда», вышедший на гигант-лейбле Universal.

Стиль, в котором работает Дельфин, критики обтекаемо называют «альтернативной музыкой» – более четкого определения для артиста, изменяющегося от альбома к альбому и не устающего экспериментировать со звучанием и смысловой нагрузкой пластинок, трудно придумать. От нежной, тихой и лиричной «Звезды» он переходит к депрессивной, жесткой, а зачастую жестокой, «Юности». Музыкальная составляющая новой пластинки – стилистика 80-х: гибрид раннего синтипопа, электрофанка и инди-рока. По словам Дельфина, «Юность» – «о детях и для детей, которые остались внутри нас, и которых хочется сохранить». Альбом по замыслу музыканта «должен вызывать внутреннее напряжение, некоторый трепет, даже некий приятный дискомфорт».

О новом альбоме и о том, легко ли быть молодым, Дельфин рассказывает в интервью «ВД».

В текстах песен «Юности» много шокирующих строчек, например, такая: «Дети стали врагами нежных самцов и самок/ Душили их проводами от игровых приставок». Откуда столько жестокости?
Наверное, это форма самозащиты. А лучшая защита, как известно, нападение… На самом деле, когда создавалась пластинка, я не ставил сугубо концептуальных задач – о чем будет альбом. Все выстраивалось постепенно – песня за песней. В итоге, когда осталось записать пару вещей, стало понятно, что получилось. Наверное, я так или иначе думаю об этом – думаю на протяжении долгого времени, а когда пытаюсь сочинять, результаты моих размышлений превращаются в более или менее четко сформулированные фразы.

В вас больше «взрослости» или «детскости»?
Наверное, детскости. Если была бы возможность максимально долго сохранять такое состояние души и даже порой вести себя как ребенок, я бы с удовольствием воспользовался этим. Но, к сожалению, приходится принимать решения – все-таки отец двух детей должен нести какую-то ответственность за них и вообще за семью. Для меня это сложно, но я это делаю.

Что для вас означает оставаться ребенком в душе?
Смотреть на вещи с открытыми глазами, сохранять непосредственность, восприимчивость… Я стараюсь в себе всячески это поддерживать, хотя окружающая действительность эти попытки пресекает.

А с чем у вас ассоциируется юность?
С колоссальными изменениями, произошедшими в нашей стране, с мощным потоком разнообразной информации, хлынувшей на меня и на таких же, как я. В каком-то смысле мне повезло: юность – пора впитывания и познания всего нового – совпала с такой глобальной открытостью происходящего… Было ощущение огромных возможностей – можно было выбирать из множества вещей то, что тебе действительно интересно и важно. И я сделал свой выбор и занимался тем, чем хотелось.

В перестроечные годы был снят фильм с риторическим названием «Легко ли быть молодым?» Сегодня как бы вы ответили на этот вопрос?
Да, был такой фильм, припоминаю… Думаю, у каждого времени есть свои плюсы и минусы, свои сложности и преимущества. Сейчас легче одно, но труднее другое. Но существенных различий нет.

Как складываются отношения с детьми?
Младшему всего несколько месяцев, а дочке Еве 9 лет… Не могу сказать, что целенаправленно веду с ней беседы о чем-то конкретном – просто стараюсь выслушивать ее точку зрения и высказывать свою по интересующему ее поводу. Мы обмениваемся мнениями, и это важно, поскольку они не всегда у нас совпадают. Проблема отцов и детей, слава Богу, в нашей семье отсутствует. Очень надеюсь, и в дальнейшем остаться в контакте с детьми, сохранить настоящие дружеские отношения.

А как они относятся к вашей музыке?
Специально не слушают – только иногда ставил Еве какие-то свои записи. Пока у нее нет интереса к музыке как к таковой. И на концерте моем она ни разу не была. Но, если у нее возникнет желание и она попросит, естественно, возьму ее с собой... Но зато ей нравится группа Depeche Mode: Ева была очень довольна, когда кто-то из наших друзей подарил ей все пластинки этой команды – она их с удовольствием слушала. Мне было приятно – это хороший выбор.

Альбом «Юность» выдержан в эстетике 80-х… Самое сильное впечатление от музыки той эпохи?
Музыка, под которую танцевали брейк-данс, самый первый хип-хоп, который тогда зародился. Это было нечто абсолютно новое, по-другому построенное, ни на что не похожее – такой культурный прорыв. В те времена я сам активно танцевал брейк-данс и поэтому много слушал подобной музыки. Мы с ребятами тоже пытались что-то похожее сочинять, используя пару бабушкиных проигрывателей – был такой идеалистический период.

А сейчас что-то цепляет?
Всегда хочется быть удивленным чем-то, и музыкой особенно. Хочется что-то найти, заполучить и слушать. Бывают иногда очень интересные находки, но зачастую они связаны с работами тех людей, которых давно слушаешь – и вдруг они выпускают какую-то удивительную для себя пластинку, неожиданно предстают перед тобой в совсем ином качестве… Истинное удовольствие получаю от прослушивания классической музыки – недавно только понял, что это такое. Все хочу сходить в Консерваторию, но пока никак не доберусь...

В 2002-ом на экраны вышла молодежная кинокартина с вашим участием – «Даже не думай». Поступают ли еще какие-то предложения о съемках?
Поступают, но какого-то сомнительного плана – прочтешь сценарий, и сразу пропадает желание участвовать в проекте. Очень хочется попробовать себя в какой-то серьезной роли – хотя бы сделать попытку. В этом моменте очень важно взаимопонимание с режиссером: чтобы он мог помочь, научить, направить, объяснить, каким он видит конечный результат. Не могу назвать никого, особенно близкого мне по духу, из отечественных кинорежиссеров, но я очень верю в Павла Руминова. Его «Дэдлайн» – отличный фильм.

Вы много ездите по стране с концертами. Как публика в провинции относится к вашему, мягко говоря, не совсем «форматному» творчеству?
Нормально относится. Во всяком случае посещаемость на наших концертах очень неплохая. Мы, конечно, не собираем стадионы – в нашем случае это ни к чему. Но в клубах, где мы играем, всегда полные залы.

Три года назад вы сделали очень красивую премьеру альбома «Звезда» в московском Театре Эстрады. Планируется ли презентация новой пластинки и тур в ее поддержку?
Думаю, презентации не будет. У нас есть идеи, которые нам хотелось бы воплотить, но это вряд ли получится по разным причинам, в том числе финансовым. А просто так играть новые песни не интересно – хочется сделать действительно красивую программу. Что касается тура, то мы постоянно находимся на гастролях – просто от концерта к концерту процент новых песен увеличивается, и со временем мы полностью сменим программу, оставив лишь несколько старых вещей. А в Москве, скорее всего, сыграем не раньше февраля.

Вы были артистом крупнейшего международного рекорд-лейбла Universal – наряду с Алсу, «Тату», Smash!!. Какой опыт вы вынесли из сотрудничества с этой компанией?
Думаю, мне повезло: в то время – а это были 2002-2004 года – в компании царила очень приятная атмосфера. Люди, с которыми я работал, очень сильно мне помогли. Сейчас у компании поменялись руководство, весь состав работников и, соответственно, музыкальные приоритеты. Не могу сказать, чем они сейчас конкретно занимаются.

Считается, что ваш стиль не поддается четкому определению, но желание навешивать ярлыки у людей присутствует всегда. Каким было самое странное определение вашей музыки, которое вам когда-либо приходилось слышать?
Да ничего такого странного не было. Все так обычно и пишут, что стиль определить сложно. Ну а для особых случаев у нас припасен собственный термин: «жесткий хэппи-дум с элементами готик-трэша». Есть ли у нас последователи? Пока нет. Но надеюсь, появятся...

Альбом Дельфина «Юность» спрашивайте в музыкальных магазинах города.