В «ГЭС-2» продолжаются исследования звукового пространства. Концерты, проходящие в Доме культуры на Болотной набережной, позволяют услышать диалог музыки и архитектуры, который таит под своими сводами творение архитектора Ренцо Пьяно. Уникальные акустические особенности павильонов и ультрасовременного актового зала притягивают современных композиторов, работающих с инструментами и электроникой. Здесь уже звучали мировые премьеры Владимира Горлинского, Антона Светличного, композиции Алексея Сысоева, Тристана Мюрая и других. Настал черед Сергея Невского и Олега Гудачёва — композиторов, активно пишущих по заказу фонда V-A-C (и, соответственно, «ГЭС-2»). На днях Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) представил две новые пьесы композиторов. В программе под названием «Геометрия звука» можно было буквально увидеть, как рождающаяся на глазах музыка образует специфические звуковые формы и складывается в особые конструкции. Надежда Травина побывала на премьере.

Актовый зал «ГЭС-2», где и прозвучали пьесы Невского и Гудачёва, будто бы идеально отвечает самым радикальным композиторским запросам. Большое сценическое пространство, разделенное зрительскими многоступенчатыми рядами, украшают колонки, увешанные в разных углах, позволяя создавать удивительные акустические эффекты. В «Трилогии для ансамбля: I. Пространство» Сергея Невского электроники не было, но ее присутствие достигалось путем звуковых наложений, образующих ту самую геометрию звука. Пьеса открывала цикл, написанный композитором в период пандемии и адресованный ансамблям новой музыки МАСМ (первая часть), ensemble recherche (вторая часть была исполнена в прошлом году) и ensemble mosaic (премьера ожидается в конце марта). Здесь можно было услышать тонкую работу композитора с тембрами, причудливые диалоги инструментов, ведущих свои едва уловимые на слух мелодические линии. Впрочем, при всей эфемерности звучания логика развития музыкального материала была прочерчена Невским весьма четко, как в партитурах Веберна. МАСМ под управлением Ольги Власовой удалось сохранить этот баланс рационального и иррационального, показать детально все эти геометрические пропорции, облаченные в тонкую звуковую материю. «Первая часть трилогии построена на звучании независимых друг от друга инструментов и инструментальных групп, каждая из которых существует в собственном темпе, порой перестраиваясь на ходу. Работая в такой логике, ты неизбежно сталкиваешься с двумя естественными ограничениями: каждая из самостоятельных групп, звучащих одновременно, должна быть хорошо слышна — и в то же время образовывать некое органичное единство, не скатываясь в умозрительный хаос. Меня окрыляла идея объединить разомкнутую драматургию, свойственную пространственным композициям, и драматургическую цельность обычного ансамблевого письма», говорит Сергей Невский.

Еще одна пьеса, продолжившая исследования звуковой геометрии L-ISA SYMPHONY Олега Гудачёва. Посетители «ГЭС-2» могли слышать другую его работу, «Архипелаг», на выставке «Настройки», ставшей одним из крупных музыкальных событий Дома Культуры. Новая композиция петербургского автора, вдохновленного пространством Актового зала, подхватывает идею «Архипелага» поиск новых звуковых ландшафтов, образующихся благодаря сочетанию акустических инструментов и электроники. «Движущей силой L-ISA SYMPHONY становится конфликт видимого и слышимого, реализованный на разных уровнях. Ключевую роль здесь играет многоканальная система пространственного звука L-ISA — с ее помощью мы акустическим способом разрушаем границу между Актовым залом и окружающей средой, внешним миром», объясняет замысел пьесы Гудачёв. В L-ISA SYMPHONY органично переплетались тянущиеся, спектральные звуки инструментального ансамбля (среди которых обращал на себя внимание тембр электрогитары), голос певицы (Ольга Власова), а также запись шума и окружения городской среды, всплывающей как интермедия между частями. Ближе к финалу из этой звуковой пучины, равномерно распределяющейся по акустике зала, вдруг возникает квази фольклорная мелодия и музыковед опознает в ней хоровую песню «Ах ты, воля, моя воля» Мусоргского. L-ISA SYMPHONY, помимо узнаваемого индивидуального почерка автора, сочетала в себе аллюзии на стилистику Фаусто Ромителли, Жерара Гризе и других композиторов условной спектральной школы. Это, безусловно, грандиозное пространственное сочинение, созданное, справедливости ради, в тандеме со звукорежиссерами (по словам Гудачёва, здесь была особая звуковая настройка). Почти 40-минутная композиция, движущаяся словно по неким этапам, погружала в медитативное, как в эмбиенте, состояние, заставляла вслушиваться во все эти призвуки и красивейшие звуковые сочетания. И здесь пришла на ум знаменитая фраза Янниса Ксенакиса но в обратном значении: «Музыка это застывшая архитектура». На концерте в «ГЭС-2» публике вновь пришлось убедиться, что звуки могут образовать самые изощренные, буквально наглядные четкие геометрические формы, а музыка при этом не теряет своей магии и духовного месседжа.