В Московской консерватории состоялся концерт Центра электроакустической музыки, в котором прозвучали сочинения, по-разному представляющие процесс объединения технических изобретений и звучания акустических инструментов. Необычный проект, созданный при генеральной поддержке автомобильного бренда EXEED, позволил по-новому услышать ранние конструктивистские опусы и познакомиться с мультимедийными перформансами современных авторов в исполнении солистов CEAM Artists. Также все желающие могли услышать лекцию о первых звуковых опытах, которая проходила в новом пространстве Московской консерватории там же развернулась выставка инсталляций композиторов Алексея Сысоева, Алексея Наджарова, Олега Макарова, художника Давида Ру и других. Надежда Травина рассказывает о концерте.

Перед входом в Рахманиновский зал публику встречает огромная фотозона, на которой изображение автомобиля аккуратно интегрировано в трубы органа. Этот макет, установленный специально к концерту «Музыка машин», как нельзя лучше передает его суть — показать, как сегодня технические изобретения, всякого рода машины и девайсы, дают возможность композиторам экспериментировать со звуками и создавать ультрасовременные пьесы. Центр электроакустической музыки Московской консерватории давно уже зарекомендовал себя как генератор креативных идей: эта уникальная творческая, исследовательская, образовательная и просветительская платформа, где работают композиторы, инженеры, медиахудожники, музыковеды и исполнители, буквально месяц назад провела мультимедийный фестиваль «Биомеханика», аналогов которому в нашей стране нет. Новый проект ЦЭАМ стал настоящим погружением в лабораторию композиторов, которые давно уже не пишут партитуры «от руки», а используют для этого компьютеры с самыми навороченными программами для создания звуков, тембров, шумов. Концерт был организован в содружестве с автомобильным брендом EXEED, представители которого стали почетными гостями вечера. «В создании проекта на стыке творчества и технологий я вижу много параллелей с тем, как рождается автомобиль, который может быть и воплощением технологичности, и арт-объектом. Мы очень вдохновлены этим проектом», — говорит директор EXEED и член Попечительского совета Московской консерватории Геннадий Баранов.

Концерт открылся перформансом венгерского композитора Матьяжа Веттля для четырех исполнителей (Евсевий Зубков, Феодосия Миронова, Мария Корякина, Юлия Мигунова), которые в качестве инструментов использовали настольные лампы. Включая и выключая их, музыканты создавали свето-звуковую композицию — весьма любопытную с точки зрения визуального воплощения и достаточно примитивную по звучанию (монотонные щелчки складывались в неприхотливую ритмическую последовательность). В своей пьесе ARTRA Николай Попов объединил разные образцы музыки Земли: сочинения композиторов-классиков, приветствия на 55 языках, а также звуки из повседневной жизни. Пьеса-перформанс для одного перкуссиониста (Евсевий Зубков), электроники и мультимедиа (художник — Эндрю Квинн) включала в себя цитату из «Весны священной» Стравинского и в целом обыгрывала слово «art»: впрочем, настоящее искусство рождалось на сцене. В композиции Key Jane немецкий композитор Михаэль Байль устроил пианистке (Феодосия Миронова) встречу со своим виртуальным двойником. Действия исполнительницы (воображаемая игра на фортепиано) в режиме здесь и сейчас записывались на видео, а затем проецировались на симметрично расположенных экранах. Пьеса Formula minus One итальянца Марко Чичилиани была построена в духе компьютерной игры: в качестве визуального ряда композитор выбрал фрагменты гонки «Формулы-1», которые сменялись синхронно со звуками электроскрипки (Сергей Полтавский). Перформанс «Караван» Михаэля Байля претендовал на то, чтобы называться самым эффектным и запоминающимся номером концерта. На сцене Рахманиновского зала имитировался процесс съемки видеоклипа модной музыкальной группы (Феодосия Миронова, Мария Корякина, Евсевий Зубков, Игнат Красиков). И если звуковая дорожка была записана заранее и воспроизводилась при помощи специальной программы, то видео, которое транслировалось на большом экране, создавалось на глазах у публики. Перформеры совершали механистические действия, повторяемые многократно в разных вариантах — изображали игру на электрогитаре, пели в микрофон, позировали перед камерой, меняли разноцветные бейсболки.

Отдельный «блок» концерта был отведен музыке так называемого первого русского авангарда — сочинениям эпохи музыкального конструктивизма и урбанизма, в которых композиторы имитировали звучание городского шума, движения машин, строительства автомобилей и паровозов. Пожалуй, самым знаковым опусом здесь был знаменитый «Завод. Музыка машин» Александра Мосолова в электроакустической версии Николая Попова. Сочинение буквально наглядно показывало непрекращающуюся работу станков, конвейер по производству, труд рабочих в далеком 1928 году. Та же картина возникала перед глазами и при прослушивании «Фабрики» Сергея Прокофьева в той же версии — фрагмент из балета «Стальной скок», вызвавший бурные дискуссии в начале прошлого века, сегодня воспринимался как образец самой что ни на есть классической музыки. И, наконец, в «Рельсах» Владимира Дешевова, прозвучавших в электроакустической версии Александра Хубеева, динамическими и ритмическими средствами воспроизводилось движение поезда, набирающего ход. Музыка машин интересовала композиторов во все времена, и концерт в Московской консерватории — тому идеальный пример.