Пианист, скрывающийся под маской быка, два неожиданных дебюта, альбом-поклонение Мандельштаму, а также релизы «Аквариума» и Леонида Федорова. — специально для «Вашего досуга» с релизами января 2021 года знакомилась музыкальный критик Дина Якушевич.

Not Your Muse

Исполнитель: Celeste


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ МЕСЯЦА

Дебютная пластинка с места в карьер вышла невероятно сильной. Конечно, в каждой второй песне сквозит Адель, а из очевидных влияний можно отметить Кэти Мелуа и Лианн ла Хавас — причем не только в интонационном строе, но и в тембровом отношении. Но никакой вторичности здесь нет: голос у Селесты — громадный, характерно-шершавый, музыкальная составляющая тонкая и небанальная, и, что приятно, при этом богатстве у нее все в полном порядке со вкусом — работа со звуком и сведением здесь реализована на очень высоком для дебюта уровне. Отрадно думать, что не перевелся еще потенциал на качественные соул-баллады, и на новые, свежие большие голоса. Примерно каждый первый западный критик уже сравнил Селесту с Эми Уайнхаус, и это абсолютно справедливо: первые несколько композиций напряженно вслушиваешься в тембр, и впечатление этот тембр производит совершенно мистической реинкарнации. Все так, однако ощущение это быстро проходит: Селеста мыслит более камерно, и потому поворачивается скорее в джаз и эстетику Portishead. Можно поздравить Британию — у нее родилась новая блестящая артистка. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

«Сохрани мою речь навсегда»


ЛУЧШИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АЛЬБОМ

Трибьют Мандельштаму ожидаемо поделил творческую интеллигенцию на два лагеря — восхищенных и оскорбленных получившимся результатом. Можно много говорить о том, как звукопись Мандельштама не подходит для какой-либо стилизации, как туго и со скрипом плотная речь гения проворачивается в традиционных песенных формах (и в нетрадиционных тоже). Почему результат все-таки хорош? Потому что в неочевидной российской музыке много талантливых людей. И трибьют слушаешь без ожидаемого раздражения, а напротив, удивленно, не отрываясь, узнавая освеженные неожиданными приемами строчки. Совершенно чудно вышли песни, которые к Мандельштаму в языковом аспекте имеют мало отношения — у Mgzavrebi и Алины Орловой. А самыми удачными почему-то и вовсе вышли танцевальные композиции: вальс OQJAV — на их кружащуюся мелодику легко и ясно лег такой же кружащийся стих, О! Марго & Обе Две (неожиданная версия по контрасту с трагической трактовкой Дашкевича); интересно вышло у «Сансара», «Свидание», Zoloto. Песни получились большей частью легкие и тонкие, как ворох цветных листков из детского альбома для вырезания. Чуть глубже погружение вышло у Shortparis, их панковская эстетика хорошо срезонировала с фирменным мандельштамовским надрывом. И каким тонким вышел общий вектор — вот, перед нами жизнь человека, в ней много любви и много тоски, вот она длится и крутится, и вот с размаха обрывается гениальным и страшным речитативом Оксимирона: потому что поэта все же нужно читать.

А еще есть в альбоме один бесспорный шедевр — маленький и прозрачный, как августовский закат у моря. Золотистый мед Леонида Агутина неожиданно получился таким пронзительно золотистым, что щемит сердце. И таким в XXI век возвратился наш Одиссей — пространством и временем полный. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Prokofiev: Visions fugitives, Piano Sonata No. 8, Romeo & Juliet

Исполнитель: Nicholas Angelich


ЛУЧШИЙ АЛЬБОМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Николас Ангелич выпустил моноальбом фортепианного Прокофьева. Работа с композитором здесь — тонкая работа слуха с интонацией, с межзвуковыми связями. Пианист материал романтизирует, но при этом наделяет новыми качествами затаенного лиризма. Третья в трилогии «военных» Восьмая соната — одна из самых сложных для интеллектуальной работы, полная взрослой рефлексии. Ангелич играет ее немного обобщенно романтизированно, что совершенно не вредит ее программности и яркой колористической палитре; а главное — у него на редкость изысканная педализация и необыкновенно чуткое туше, накладывающее на прозрачную фактуру почти импрессионистские цветовые лессировки. Особенно этот его талант проявлен в «Мимолетностях» — 20 лирических и саркастических образах Прокофьева, которые были вдохновлены следующими строками Бальмонта: «В каждой мимолетности вижу я миры, полные изменчивой радужной игры». Кажется, что это одна из самых лучших интерпретаций миниатюр Прокофьева уж точно за последние два десятилетия. Завершают диск пять из десяти пьес из «Ромео и Джульетты» — пожалуй, излишне для нашего уха приглаженные, но сыгранные ново и свежо. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

«Тор»

Исполнители: «Аквариум»

Совершенно неожиданно и прекрасно 31 декабря вышел новый альбом «Аквариума» (технически, в 2020, но тогда все слишком удивились, чтобы придать этому значение). И очень славная это была идея — выпустить светлый альбом под занавес чего-то чудовищного. «Тор» состоит из перепетых редкостей и интернет-синглов последних лет, а задумывался он как продолжение серии «История Аквариума» — потому что под своим именем БГ выпускает только альбомы-высказывания, альбомы-романы. А «Тор» — сборник новелл, колоритная короткая проза мирового уровня «для тех, кто влюблен». После двух самых черных альбомов последних лет ирландские застольные и флейтовые интермедии воспринимаются так, будто из далекой кругосветки вернулся твой старый друг. Правда, единственная песня в альбоме, рискующая остаться в плейлистах надолго — «Вести с Елисейских полей», европейзированный саундтрек для светлой мелодрамы; такая вот печальная улыбка в усы. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

«Блэйк»

Исполнители: Леонид Феоров и Крузенштерн 

Леонид Федоров совместно с Игорем Крутоголовым записали совершенно эстетский артхаусный альбом на тексты легенды британского символизма — Уильяма Блэйка. Музыканты говорили, что в начале работы над диском чудом попали на его гигантскую монографическую выставку в Тейт, и что этот визит много определил. Неудивительно — Леонид Федоров любит интертекстуальный синтез, ведь это расширяет возможности жанра до бесконечности. Альбом можно назвать номерной рок-оперой на либретто Блейка, где все звучит как будто из под земли, в духе передового авангарда, в который с высоты периодически сходит пророческий «Ангел». Причем свежий перевод Андрея Смурова и Александра Дельфинова прекрасно ложится как на русский язык (что является большой удачей, потому что Блэйк, как и, например, Дилан Томас, абсолютно непереводимы), так и на плотную мистериальную альтернативу, в которой местами слышна Бьорк. Звучит при этом все очень лично —видимо, какие-то у лидера «АукцЫон» с Блэйком кармические точки пересечения, как сейчас модно говорить. В целом альбом из 18 композиций — тягучее и метафизическое полотно, яркое, целостное и угрожающее пророческое. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Collapsed In Sunbeams

Исполнитель: Arlo Parks

Еще одна британская звезда, для которой 2020 стал стартом большой карьеры, – Arlo Parks с альбомом Collapsed In Sunbeams. Она поет очень мягкий, даже интимный нео-соул с выразительной акустической гитарой — мечтательный по настроениям и довольно классический по аранжировкам. При этом тексты ее тонки и претендуют на интертекстуальность — кроме размышлении о боли и осознанности в них встречаются зрелые отсылки к Сильвии Платт. Диск записан на лейбле Transgressive и представляет собой серию из 12 ностальгических портретов, напоминая камерный американский сериал о взрослении.

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Home

Исполнитель: Rhye

Очевидной проблемой дуэта Майка Милоша и Робина Брауна является последовательная эксплуатация предыдущих успешных находок. Действительно, изысканный альбом «Woman» 2013 года был не просто удачным — очень талантливым. Когда он только вышел, то абсолютно все были уверены, что вокал принадлежит женщине, настолько он был гендерно непроявленным, этакая инди-вариация контратенора или кастрата. Этот альбом был настолько хорош, что все последующие становятся попыткой до него дотянуться. Но если отстраниться от сравнений — альбомы дуэта по-прежнему самобытны, чувственны, тонки, и если не удивляют, то доставляют определенное наслаждение. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

Plaisirs illumines 

Исполнители: Patricia Kopatchinskaja, Sol Gabetta Camerata Bern

Альбом из невероятно сложных партитур XX-XXI века для струнного ансамбля, часть из которых была написана специально для Camerata Bern. Венгерская традиция Шандора Вареза, Куртаг и Лигети, латиноамериканский колорит Альберто Хинастера, фламенкистские ритмы блестящего молодого испанца Франсиско Колла — во всех композициях так или иначе проявлена сложным образом зашифрованная фольклорная сторона. Композиторы здесь как бы группируются вокруг своего непосредственного учителя Белы Бартока, который иронически выглядывает посреди альбома в минутном «Пиццикато» из 44 дуэтов для двух скрипок. Также все они любили писать «трудно, чтобы исполнителям приходилось заниматься делом». Изысканный, полный сюрреалистических миров, лишенный привычного для Копачинской эпатажного вектора диск вышел изысканным подарком для профессионалов. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка

Purcell: Tyrannic Love

Исполнители: Ensemble Les Surprises

Запись объединяет примеры не самой очевидной театральной музыки Перселла и вещи его коллег — Джона Блоу и Джона Экклза. Здесь собраны те инструментальные пьесы, которые исполняются обыкновенно до начала спектакля или между актами — увертюры, интермедии, музыка сценических танцев (всевозможные танцы фурий и фей). Они играют роль оттеняющего полотна между отдельными яркими песнями и дуэтами, посвященными неразделенной любви, как, например, «I burn, I burn» Экклза из пьесы «Дон Кихот». Экстравагантные, незапетые вещи с ассиметричной структурой и неожиданными ритмическими решениями — здесь все песни только о любви, причем томительной и неразделенной, и они прекрасно исполнены, к тому же. Настоящий барочный хит, да и богатства Перселла, разумеется, нельзя представить исчерпанными. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

False

Исполнитель: Lambert

Lambert — малоизвестный у нас пианист-электронщик из Берлина, который скрывается под маской быка. Его «False» симптоматично вышел после «True». Музыкант в нем смешивает минималистическое фортепиано с неожиданными электронными наслоениями — в результате каждый из 14 треков альбома выходит не похожим на предыдущий: здесь и латиноамериканские ритмы, поп и индастриал, и модные сегодня неоклассические пейзажи. Каждый трек открывается очередным неожиданным лицом музыканта — не особенно тщательно скрывающего их за маской универсальности. 

Apple Music | Spotify | Яндекс.Музыка | Vk

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: