Помимо масштабных разрушений в общественной и экономической жизни пандемия COVID-19 привела к хаосу и в музыкальном мире. Несмотря на то, что онлайн-потребление музыки возросло (например, в Spotify наблюдается значительный рост платных подписок), производителям музыки нечему радоваться. Многие получают лишь крошечные выплаты от стриминговых платформ. А в связи с ограничениями на совместные общественные собрания полностью отпал главный источник дохода — концерты, гастроли и фестивали, что ставит под угрозу, как перспективы заработка для музыкантов, так и закрытия некоторых концертных площадок.

В то же время люди во всем мире обратились к музыке, чтобы справиться с кризисом. Начиная с пения на балконах и заканчивая просмотрами трансляций концертов мегазвезд — музыка стала неотъемлемой частью нашей реакции на разрушенную жизнь. От возросшего цифрового посредничества возник широкий спектр новых подходов к созданию и потреблению музыки. Редакция «Вашего досуга» рассказывает о самых показательных ответах музыкальной индустрии на глобальной кризис. 

МУЗЫКА О КРИЗИСЕ

Living In A Ghost Town — первый сингл группы The Rolling Stones за четыре года и первый новый оригинальный материал аж с 2012 года. Мир с тех пор сильно изменился, но реакция почтенных «Роллингов» на COVID-19 остается довольно близкой к их прежним практикам. Написанный год назад (и в значительной степени взятый из сессий записи нового альбома в 2019 году) трек Living In A Ghost Town был досрочно выпущен из-за его резонанса с пустынными центрами городов в нынешней изоляции.

Результат? Возглавление чарта iTunes в 20 странах — показатель более чем широкого успеха песни. И если это не совсем «обычный бизнес» для «Роллингов», то релиз на лейбле Polydor и хитроумный маркетинг предполагают, что у «старой гвардии» есть еще пара козырей в рукаве.

КОЛЛАБОРАЦИИ НА РАССТОЯНИИ

The Rolling Stones — музыкальные ветераны, но они были побиты в книгах рекордов ветераном буквальным — полковником и капитаном Томом Муром. После очередного рекордного усилия по сбору средств для Национальной службы здравоохранения Великобритании в размере более 29 миллионов фунтов стерлингов, пройдя 100 кругов по своему саду, ветеран Второй мировой войны, которому недавно исполнилось 100 лет, стал старейшим человеком, занявшим первое место в британских чартах.

Его кавер на песню группы Gerry & The Pacemakers «You’ll Never Walk Alone» — совместный с тенором Майклом Боллом и хором голосов из национальной службы здравоохранения — стал примером того, как музыканты обходят физические ограничения по перемещению для совместной работы онлайн. Ансамбли всех размеров — от гаражных групп до симфонических оркестров — отказались позволить COVID-19 встать на пути совместного исполнения, обратившись к множеству программных платформ для поддержания их коллективного творчества.

ВЕЧЕРИНКИ СОВМЕСТНОГО СЛУШАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

Коллективный опыт исполнения музыки не ограничивается новейшими онлайн-платформами для совместной работы. Он распространяется и на платформы социальных сетей. Например, Тим Берджесс, солист группы Charlatans, устраивает ночные прослушивания в Твиттере под хештегом #timstwitterlisteningparties.

Каждая сессия представляет собой совместное прослушивание классического альбома вместе с друзьями и подписчиками музыканта в Твиттере, чтобы получить возможность не только послушать, но и обсудить услышанное, не выходя из дома. Так, слушая и задавая вопросы музыкантам из таких групп, как Blur и Oasis, которые делятся своими воспоминаниями и фотографиями, слушатели создавали новое пространство — нечто среднее между фан-клубом, беседой в баре и индивидуальным прослушиванием. 

Подобный опыт устраивал и «Ваш досуг». В день 23-летия нашего издания солист группы «Несчастный случай», Алексей Кортнев, не только дал уютный и домашний квартирник, исполняя свои ранние песни, но и в режиме реального времени обменивался мыслями о происходящем в мире, рассказывал забавные истории. Люди в чате открывали вино, обменивались эмоциями и получили опыт как после камерного концерта и в то же время дружеских посиделок.

МУЗЫКА КАК ПРИЗЫВ СОБЛЮДАТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ

Не каждый новый релиз — это маркетинговая веха в карьере, как в случае с «Роллингами», или рекордное использование новейших коммуникационных технологий, таких как коллаборации капитана Мура. Новая песня Рэнди Ньюмана «Stay Away» пошла по более «домашнему» пути. Это был ответ на запрос общественной радиостанции «сказать несколько слов о важности социального дистанцирования».

Знаменитости всех мастей используют свои платформы для распространения сообщений о необходимости соблюдения мер безопасности на местном и национальном уровне. Ньюман решил сделать это в музыкальном плане, с характерным ироничным сочетанием государственного объявления и песни о любви. Доходы от песни пожертвованы музыкальному благотворительному фонду легенды джаза Эллиса Марсалиса, который недавно скончался от COVID-19.

ПРЯМЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ КАК ПОДДЕРЖКА КОНЦЕРТНЫХ ПЛОЩАДОК

Благотворительные концерты, конечно, не новое явление. Они проходили еще в XVIII веке, когда сборы от исполнения музыки Генделя переходили лечебному учреждению  в Блумсбери. Однако, никогда прежде музыкальные площадки не оказывались под такой угрозой, как сейчас. Сегодня тысячи мест по всему миру находятся на грани закрытия, и даже точечная государственная поддержка не устраняет этот пробел. Перед многими музыкантами и музыкальными менеджерами встал вопрос, как сделать так, чтобы широко распространенный и довольно популярный опыт онлайн-трансляций, был полезен локально.

Так, например, фолк-панк-певец Фрэнк Тернер, покровитель фонда Music Venue Trust, обратил свое внимание на конкретное место, имеющее для него особое значение – клуб The Joiners в Саутгемптоне. Музыкант сыграл концерт из своего дома на Facebook Watch Party, и собрал более 10 000 фунтов стерлингов для конкретной концертной площадки, предотвратив ее неизбежное закрытие.

Это начинание переросло в течение «Save Our Venues» («Спасем наши концертные залы»), которое объединяет владельцев площадок с артистами для целевых сборов средств. Подобные концерты регулярно проходят во всех социальных сетях с тегом «Save Our Venues».

ВЫХОД ИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗОНЫ КОМФОРТА

В России ситуация развивается по-своему. Есть красивые примеры, как, например, трансляции Московской Филармонии, где выдающиеся музыканты играли концерты в пустом зале, а слушатели могли совершенно бесплатно наслаждаться исполнениями в режиме реального времени. Это был широкий жест поддержки людей. Особое распространение получили и более коммерциализированные трансляции, где главная задача — найти звезду поизвестнее и продать в трансляцию рекламы побольше. Есть и примеры российской музыки о кризисе — так, Шура Кузнецова на днях выпустила альбом, написанный во время карантина и о карантине.

Одним из самых интересно подошедших к кризису музыкантов нашей страны оказался солист группы «Аукцыон» Леонид Федоров. Во-первым, он чуть ли не первым в России дал стихийный концерт-квартирник в своих социальных сетях, чтобы поддержать растерянных людей в изоляции и компенсировать поклонникам моральный ущерб от отмененных выступлений из-за пандемии коронавируса. Концерт-квартирник посмотрели сотни тысяч человек.


А недавно он вовсе вышел за пределы музыкальной индустрии на территорию кросс-жанровых экспериментов и запустил любопытный видео-стихотворный-песенный проект «Блэйк», где регулярно через видео и музыку оживляет стихи английского поэта и художника XVIII века Уильяма Блейка, переведенные Александром Дельфиновым и Андреем Смуровым.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: