16 февраля в Пермском театре оперы и балета состоялся концерт, на котором был официально представлен Камерный оркестр – новый музыкальный коллектив, созданный на базе театра. Это первое большое событие в его жизни после значительных перемен, связанных с переездом Теодора Курентзиса в Санкт-Петербург. Специально для «Вашего Досуга» Надежда Травина рассказывает о том, как прошла презентация нового оркестра и как живет знаменитый театр сейчас.

Способны говорить с миром на равных

Появление любого нового оркестра на музыкальной карте страны, в принципе, уже само по себе большое событие, а если говорить про регионы, то и вовсе – историческое. В ситуации с Пермским театром оперы и балета, до сих пор воспринимающимся как место притяжения всего экспериментального и необычного, сам факт создания еще одного музыкального коллектива выглядит как попытка доказать, что и на руинах можно возвести храм. Участники Perm Opera Chamber Orchestra – бывшие солисты оркестра musicAeterna, те, кто предпочел северной столице суровую Пермь и не отправился вслед за Теодором Курентзисом. Среди них – трубач Павел Курдаков, давний соратник маэстро еще со времен Новосибирска: теперь он стал директором по развитию нового оркестра, формирование которого, между тем, началось еще в июле прошлого года – вскоре после «я устал, я ухожу» от маэстро. Вне сомнений, тогда у руководства Пермской оперы, включая музыкантов, почти сразу возник вопрос – а что же дальше? Как поступить с теми, кто остался, как выстроить стратегию развития театра в иных условия и при этом не уронить высокую планку? И пока поклонники пермских чудес начинали постепенно привыкать к глобальным переменам, а критики делали ставки не хуже азартных игроков в казино, дружная команда театра во главе с его директором Андреем Борисовым набирала состав будущего оркестра. По словам Курдакова, они сделали «тысячи звонков», провели серьезный кастинг: в итоге за рекордные сроки (два-три месяца) сформировали постоянный состав из 40 выдающихся инструменталистов, многие из которых были концертмейстерами, т.е., не понаслышке знают, как нужно исполнять камерную музыку.

Главным дирижером новоиспеченного оркестра стал Артем Абашев (он же и главный дирижер всея Пермского театра). На встрече перед концертом-презентацией он с гордостью рассказывал, как увлечены его подопечные – репетируют чуть ли не до одиннадцати вечера в одном из цехов Завода Шпагина, нынешней постоянной площадке (да-да, именно там, а не в спортзале с крысами, о которых так часто упоминал Курентзис). Таким образом, все необходимые условия для осуществления грандиозных планов, у оркестра, по-видимому, есть. Андрей Борисов уверен в этом на сто процентов: «Мы вполне способны говорить с миром на равных». А теперь самое главное: какую музыку будет исполнять Камерный оркестр Пермской оперы?

Концерт как большой трейлер

Очевидно, что концерт-презентация нового коллектива задумывался как большой «трейлер» к будущему репертуару и общей стилистически-временной направленности программ. Для первого «официального» выступления Артем Абашев и его музыканты выбрали три сочинения XX века – но не послевоенный авангард и опусы, созданные на закате прошлого столетия, а вполне себе «классику»: «Просветленную ночь» Шенберга (произведение было создано еще в 1899-м, но исполнили его впервые в 1902 году), сюиту из балета «Пульчинелла» Стравинского (здесь выбрали редакцию 1949 года) и Концерт для гобоя с оркестром Рихарда Штрауса (написан в 1945-м). Выбор этих произведений очевиден: во-первых, все они созданы для камерного состава, во-вторых, не так часто исполняются в России, в-третьих (и самое главное) являются своего рода лакмусовой бумажкой, позволяющей услышать инструменталистов в целом, и «в частности» – как частицу единого живого организма под названием оркестр. Впрочем, не вдаваясь в подробности, эта аллегория пока оказалась неприменима к выступлению дебютантов. Оставляя возможные придирки и учитывая эмоциональное давление, волнение и момент «притирания» друг к другу (что вполне нормально, ибо играют они вместе в таком составе всего ничего), резюмируем: широкий дебют Камерного оркестра Пермского театра оперы и балета (причем, в новой акустической «ракушке») состоялся на самом высоком уровне.

А теперь несколько слов о деталях. «Пульчинелла» Стравинского, один из великолепных образцов неоклассицизма (композитор находчиво стилизовал, или, скорее, «препарировал» музыку итальянского мастера Перголези) у пермского оркестра получился подчеркнуто театральным: контрастные темпы между частями сменяли друг друга как хоровод масок dell'arte на Венецианском карнавале. Невольно вспомнились похожие темповые и динамические «сдвиги», которые любит неожиданно вскрывать в партитурах Теодор Курентзис – и приучил к этому пермскую публику (а она и рада избавиться от ассоциаций, но не получается, ибо на сцене – большинство лиц из musicAeterna, которые, правда, наконец, сидят, а не стоят). В Концерте для гобоя с оркестром Штрауса солировал Иван Подъемов – артист с солидным списком достижений, первый гобой Королевского оркестра Консертгебау. В камерном музицировании он чувствует себя легко и свободно, что ощущалось при первых же звуках этого экзальтированного опуса, посвященного американскому солдату, бывшему гобоисту (об этой истории можно было прочесть в quasi музыковедческой, со всеми сносками и нумерацией страниц, программке). Завершила же концерт-презентацию «Просветленная ночь» Шенберга – молодого, начинающего, пока еще не «отца» додекафонии. Подопечные Артема Абашева максимально пытались воссоздать символистский дух стихотворения поэта Рихарда Демеля, вдохновившее композитора, но экспрессии – особенно той, что впиталась в стены этого театра после Малера и прочих – все же не хватило. Хотя многие утирали слезы: просветленная Пермь в лице завсегдатаев Пермского театра минут десять аплодировала стоя своим новым героям.

Есть ли жизнь в Перми после Курентзиса?

Теперь на этот вопрос можно ответить смело – есть. В летописи Пермского театра появилась новая глава, интригующая и захватывающая внимание уже с первых строк. Пока что Perm Opera Chamber Orchestra – «открытое произведение», и развитие его сюжета невозможно предугадать. По словам Андрея Борисова, в планах коллектива – концерты в России и зарубежом, участие в различных международных фестивалях, а также, не много не мало, активная деятельность на Новой сцене театра. Остается надеяться, что ее когда-нибудь наконец построят и тогда в культурной жизни Перми и без Курентзиса будет счастье. Счастье не за горами.